Татьяна Попкова
Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов». Во ФГОС для начального общего образования к итогам освоения образовательной программы относят «ценностные ориентации обучающегося…в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.». Налицо преемственная связь в воспитании гражданина, человека, осознающего свою принадлежность к обществу и несущего ответственность за все, что происходит.
Публикация «Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Однако первая ступень образовательной системы – дошкольное образование. И хотя во ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Очевидно, что это является фундаментом для последующего формирования патриотизма, гражданственности.
Было бы самонадеянно поставить цель воспитать патриотов из дошкольников, поскольку патриотизм как одна из высших ценностей складывается в течение всей жизни, связан с приобретением соответствующего опыта, зависит от многих сопутствующих факторов и влияний.
В дошкольный период можно начать формировать у ребенка любовь к малой Родине, к месту, где он проживает с семьей, родственниками, близкими для него людьми. Именно они могут помочь или помешать – этому процессу.
В. В. Путин однажды сказал: «…вопрос о патриотическом воспитании детей – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».
В ДОО патриотическое патриотизм прослеживается в большей степени в ОО «Социально-коммуникативное развитие». Основной целью которой является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
Нашему Учреждению уже 46 лет, на протяжении последнего десятилетия мы активно работаем по патриотическому воспитанию детей. По данному направлению нами достигнуты определенные результаты.
Участниками образовательных отношений реализуется Авторская программа «Хакасия – земля родная», авторский коллектив Асочакова Л. В. и др.
Особенностью программы является то, что она помогает решать задачи патриотического воспитания детей с опорой на национально-региональные традиции родной республики. Изучение специфики природного и культурного наследия Республики Хакасия, ее уникальность является важным условием воспитания патриотических чувств как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию представлена следующим образом : семья, детский сад, родная улица, Родной город, республика, страна, права и обязанности. Календарно-тематическое планирование образовательного процесса позволяет нам постепенно реализовать данную систему-ровно треть тематических недель посвящена патриотическому воспитанию (темы представлены на слайде).
Работа по патриотическому воспитанию с детьми ведется в нескольких направлениях:
- духовно-образовательное (тематические образовательные ситуации, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов);
- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- культурно-познавательное (экскурсии, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми);
- нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей).
Активно ведется работа по сетевому взаимодействию с социальными партнерами. Уже традиционным стало празднование хакасского нового года при участии Хакасскаго театра драмы и этнической музыки «Чит и Ген». Реализация национально-регионального компанента. Регулярно, совместно с сотрудниками Филиала детской библиотеки им. А. С. Пушкина мы проводим познавательные мероприятия: квест «Родная земля», интеллектуальная игра «Знатоки Черногорска», КВН «Мы патриоты», встречи с интересными людьми и знакомство детей с произведениями о Республики, о России, о войне. В рамках ежегодной международной акции «Читаем детям о войне» педагоги учреждения в преддверие Дня Победы – читают детям стихотворения о Великой Отечественной войне, а завершается мероприятие экскурсией к Памятнику Летчикам Бирмской военной авиационной школы пилотов, который находится в шаговой доступности от детского сада. Около памятника детям рассказывается о его истории, читаются стихотворения в память о погибших летчиках, дети возлагают цветы. Уже неоднократно, мы были свидетелями живого интереса, восторга и желания детей больше узнать о тех временах. Воспитанники старшего дошкольного возраста подталкивают педагогов на разработку и реализацию проектов нравственно-патриотического характера. В прошлом году подготовительная группа «Фантазеры» так увлеклась темой «Великая Победа», что результатом проекта «Победа глазами детей» стал оформленный в группе центр «Наша родина - Россия», мини-мимореал «Вечный огонь», альбом рисунков «Спасибо за Победу», но самый главный результат, который удалось получить – это искренняя благодарность детей ветеранам и участникам военных действий, уважение пожилых людей, стремление получать новые знания и толерантность.
Большее внимание педагогический коллектив уделяет знакомству детей с малой Родиной – городом Черногорском, Республикой Хакасией. В каждой возрастной группе оформлен центр «Моя Родина», содержание которого зависит от возраста детей : в группах младшего дошкольного возраста представлена символика города, памятные места Черногорска; в старших группах имеют места мини-музеи, символика республики, страны, карты, макеты, фотографии природы, тематические альбомы, например такие как «Флора и фауна РХ», «Знаменитые люди Хакасии», «Национальные узоры» и др.
Мы не забываем и о работе с педагогическим коллективом. Ежегодно в Годовом плане Учреждения планируется работа информационно-просветительского и практико-ориентированного характера. В этом году были проведены следующие мероприятия:
- тематический педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;
- консультации: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Патриотическое воспитание дошкольников посредством инновационных технологий»; «Формирование у детей нравственно – патриотических чувств к своей Родине»;
- семинар «Особенности организации нравственно - патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»;
- мастер-класс «Хакасские национальные игры»; «Изготовление макета – мой город».
Родители наших воспитанников – наши главные партнеры и единомышленники. Поэтому работе с ними также отводится большое внимание: оформление родительских уголков, папок-передвижек, изготовление памяток, буклетов. Проектная деятельность. Спортивно-патриотические праздники «День Защитника Отечества», «9 мая»; праздничные концерты, посвященные Дню пожилого человека, Международному женскому дню.
Меня, как старшего воспитателя, в первую очередь радует, то с каким желанием педагоги подходят к работе над созданием условий для нравственно-патриотического воспитания. Родители воспитанников, видя объем работы, энтузиазм педагогов с большим удовольствием включаются в совместную работу, тем самым мы налаживаем тесное взаимодействие и преемственные связи семейного и педагогического воспитания. Что благоприятно влияет на нравственно-патриотическое воспитание детей, посещающих наше учреждение.