Алина Петрович
Система методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Система методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения в условиях интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные учреждения сегодня из разряда дискуссионных проблем переходит в разряд практических. Для обеспечения реализации модели интеграции необходимо расширять систему содействия педагога в осуществлении интегрированных форм образования. В нашем дошкольном учреждении наряду с группами общеразвивающей направленности присутствуют группы компенсирующей и комбинированной направленности.
Публикация «Система методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Реализация интеграции ложится на плечи педагогов : воспитателей и специалистов. И здесь очень важно помнить о том, что педагог должен быть готов к работе с такими детьми, владеть информацией об особенностях их развития, видах и тяжести отклонений, своеобразии подходов в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как старший воспитатель, своей основной задачей считаю анализ уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовность к интегрированному обучению, оказание методической помощи и поддержки. Таким образом, содействие педагогам в осуществлении ими интегрированного образования трактуется как создание условий для обеспечения готовности педагогов к организации нового для них образовательного процесса : интегрированного обучения, для реализации выстроенной модели интеграции. Что должна включать в себя система методической работы с педагогами? Какое содержание и какие её формы будут наиболее эффективными?
В содержание методической работы с педагогами необходимо включить следующие вопросы:
1. Создание условий для освоения педагогами способов профессионально – педагогической деятельности, обеспечивающих организацию образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
2. Овладение педагогами технологией современного интегрированного образовательного процесса, освоение способов личностно ориентированного взаимодействия с воспитанниками. Наиболее важными задачами методической работы считаю :
- актуализация представлений о содержании основных направлений профессиональной деятельности педагога интегрированной группы, развитие способов её эффективного осуществления, связанных с организацией обучения детей с проблемами в обучении, интегрированных в общеобразовательное учреждение;
- создание условий для приобретения педагогом принципиально нового образовательного опыта, пересмотра своего профессионального мировоззрения, формирования нового профессионального поведения;
- включение педагогов в позитивный проблемный анализ эффективного педагогического опыта по овладению педагогами технологией интегрированного образовательного процесса, освоение способов личностно ориентированного взаимодействия с воспитанниками;
- формирование мотивационной готовности педагога ДОУ к педагогической деятельности в условиях интегрированного обучения, дифференцированного подхода в коррекционно-образовательном пространстве;
- подготовка к осуществлению выбора технологий, методов и приемов педагогической деятельности, направленных на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья новых образовательных компетенций;
- совершенствование профессионально-педагогической компетентности для организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья на принципиально новых, современных подходах.
Наиболее эффективные и продуктивные формы методической работы, обеспечивающие овладение педагогами новых профессиональных компетенций для организации интегрированного обучения:
- репродуктивные: практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги;
- эвристические: проблемные семинары, проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры;
- продуктивные: научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки.
Следующим условием реализации модели интеграции является создание специальной предметно-развивающей среды группы, где воспитывается и обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание предметно-развивающей среды должно быть построено таким образом, чтобы компенсировать недостатки ребенка, развивать сохранные анализаторы.
Таким образом, для реализации системы интегрированного обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ и группы необходимо создание специальных условий. В качестве таких условий можно выделить:
- систему содействия педагогам в осуществлении интегрированных форм образования, включающую в себя нормативно-регламентирующую группу условий, перспективно-ориентирующую, деятельностно-стимулирующую и информационно-коммуникативную группу условий;
- расширение системы методической работы, обеспечивающей готовность педагогов к интегрированному обучению;
- построение предметно-развивающей среды, способствующей коррекции имеющихся у ребенка интегрированной группы отклонен