Марина Николаевна Шумихина
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу я хочу начать со слов великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большие изменения произошли в нашей стране в последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У молодого поколения стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности стали важнее, чем духовные. Однако трудности современного мира не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Публикация «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из сложных задач дошкольного учреждения. Сложность, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Я хочу рассказать, как данная проблема решается в нашем детском саду. (см. презентацию)
Слайд № 3. Цель нашей работы - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Исходя из цели, поставлены,следующие задачи
Слайд №4
• — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• — формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• - обогащение представлений о Родине – России; воспитывать чувство гордости за ее достижения
• — воспитание уважения к труду;
• — развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• — формирование элементарных знаний о правах человека;
• — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• — воспитание уважения к разным национальностям и их обычаям
Слайд № 5
Работа с детьми должна быть целенаправленной, систематической. Работа с детьми организуется на основе комплексно-тематического планирования. Это позволяет увидеть разные аспекты явлений: таких как социальных, нравственно-этических, художественно-эстетических.
Работа в доу по нравственно – патриотическому воспитанию разбита на следующие блоки:
1. Моя семья, мой детский сад (Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.)
2. Путешествие в историю (ознакомление с жизнью наших предков, элементарные представления о том, как начиналось Русское государство, воспитание уважения к своему народу Быт и традиции – знакомство с жилищем русского человека, предметы быта, национальный костюм, русские традиции, народные праздники)
3. «Вижу чудное раздолье» (представления о размерах нашей Родины, её природных богатствах, представление о том, что человек часть природы)
4. Моя Родина (знакомство со страной, родным городом, символикой)
5. В чудесном мире русского языка – знакомство с устным народным творчеством, с русскими писателями, поэтами.
6. Творение рук человеческих – История возникновения русской народной игрушки, народная роспись, русские художники.
Слайд №6 Формы работы с детьми
Непосредственная образовательная деятельность
Игровая и самостоятельная деятельность
Проведение государственных и фольклорных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Посещение музеев школы и организация мини-музея в детском саду
Кружковая деятельность.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных спектаклей нравственно-патриотического содержания.
Проектная деятельность
Слайд № 7 ; 8
Каждый блок включает в себя специально организованную непосредственною образовательную деятельность (Беседы, продуктивная деятельность,чтение художественной литературы, дидактические игры нравственного и духовно-нравственного содержания, Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Слайд № 9, 10
Также, каждый блок включает самостоятельную игровую деятельность (сюжетно-ролевые, строительные, настольно-печатные игры). Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх.
Слайд № 11
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Проводятся в детском саду государственные праздники (День независимости России, День народного единства, день семьи, день защиты детей,23 февраля, День Победы,
Слайд № 12
народные фольклорные праздники, такие как (Масленица, Калядки, Сретенье, Федул губы надул, жаворонки)
Слайд № 13
В детском саду работает кружок «Знайка», в этом кружке дети более подробно знакомятся с окружающей социальной действительностью, со своими правами и обязанностями, изучают различные профессии, а также более углубленно знакомятся с историей своей страны и города.
Слайд № 14
Также в детском саду есть кружок «Ручной труд», в этом кружке дети более подробно знакомятся с русским народным декоративно-прикладным искусством, с различными материалами и техниками (квиллинг, оригами, торцевание, бумагопластика, фитодизайн, пластилинография, работа с природным и бросовым материалом,
Слайд № 15
с изображением родной природы своего края в различных видах изобразительной деятельности.
Слайд № 16
Кружок «Театр и дети», тоже решает задачи нравственно-патриотического воспитания через театрализованную деятельность. Знакомство детей с видами театрального искусства, истории театра, драматизация русских народных сказок, В русском фольклоре к драматическим действиям относятся и драматические сценки, пьесы, а так же кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, синтетичность драматических действ включает в себя и создание костюмов, и использование декораций, а, нередко, и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с народным театром, мы собрали все необходимое для драматизации сказок русского народа, для кукольного театра. Большая часть реквизитов сделана руками родителей. Какая радость для детей – быть персонажами сказок, варить кашу в чугунке, выковывать подкову… Дети совместно с педагогом изготавливают русские народные куклы для театрализованной деятельности.
Слайд № 17 Посещение музеев школы и создание мини-музея в детском играет огромную роль в нравственно –патриотическом воспитании дошкольников. Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания дошкольников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Слайд № 18 Наши воспитанники посетив музеи школы, узнали об истории русского костюма, узнали много нового о своем городе, узнали о о многообразии и взаимосвязи культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России, познакомились с различными жанрами народного художественного творчества, с историей игры и игрушки и конечно же посетили музей Боевой Славы. Посещение музея оказывает большую ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ и познавательную роль развитии кругозора дошкольников.
Слайд № 19 В мини – музеях группы дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны.
Слайд 20 Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Как мы подходили к выбору тематики будущих проектов? Слайд № 21 Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление о патриотизме, любви к природе, Родине, к семье. Педагогами были реализованы следующие проекты: : “ История Космоса”, “История русской матрёшки”, “Классическая музыка в детском саду”, “Любовь к Родине спасет мир”, “Все профессии нужны, интересны и важны”, “Планета здоровья”, «Русская народная кукла».
Слайд № 22 Работа с родителями
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др., организационные собрания, также используются активные формы: тематические вечера.
Слайд № 23 Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических и патриотических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания, составляя кроссворды на тему “Природа России”, «Памятники Москвы», «Города России».
Слайд № 24 Участвуют в выставке рисунков на различные темы.
Слайд №25 В завершение своего выступления, я хочу сказать, что:
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.
Слайд № 26 Своё выступление я хочу закончить словами Василия Александровича Сухомлинского : «Детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
Слайд № 27 Спасибо за внимание