Лучший педагог года

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

Ирина Гранцова
Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем раньше осознает свою кровную связь с землёй, тем крепче, здоровее, счастливее он будет. "

В. Владиславский

Публикация «Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Актуальность её очевидна. Это и ухудшение состояния воздуха, воды, вследствие интенсивного и порой, неграмотного их использования, и нарушение природного равновесия, что приводит к деградации целых экосистем, и прямая угроза здоровью и жизни людей, особенно детей. Поток информации об экологической катастрофе, нависшей над человечеством, её анализ показывает и главную причину - низкий уровень экологической культуры, экологического сознания у большинства людей.

Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как их можно понимать применительно к области дошкольного воспитания? Экологическое сознание - это общественное сознание, которое может складываться двумя путями: стихийным или сознательным - посредством целенаправленного воспитания и образования, в этом немалую роль играют воспитатели детского сада.

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой. Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть. Все, кому неравнодушна судьба природы и наших детей : отворите детям окна в природу, научите ощущать её красоту и неповторимость! Помните, чем раньше познакомится с удивительным миром природы маленький человек, тем раньше у него пробудится желание ценить и беречь всё, что его окружает, тем больше будет посеяно в его душе зерен доброты, тем скорее он почувствует неразрывную связь, своё родство с этим удивительным миром.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

За время пребывания в детском саду, дети должны:

* получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);

* развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;

* научиться гуманно относиться к природе;

* осознавать себя как часть природы;

* овладеть навыками безопасного поведения в повседневной жизни;

* уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).

Самой главной задачей экологического воспитания в детском саду является развитие у малышей чувства гуманности, но это невозможно достичь, без достижения и других целей, поставленных перед воспитателями д/с.

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на следующие программы: "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом – природа" Н. А. Рыжовой в которых освящены все стороны ознакомления с миром природы пошагово, от простого к сложному.

Одним из видов деятельности и форм работы является исследовательская, экспериментальная деятельность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте дети раскрывают причины наблюдаемого явления, подходят к самостоятельным умозаключениям. Уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В представленном ролике мы показали работу детей подготовительной к школе группе. Занятие «Вода-волшебница» воспитатели Савченко Г. Н. и Семкина Е. В.

Обучающий блок «Вода» состоит из серии занятий включающий в себя следующие темы:

-Вода вокруг нас ;

- Куда бежит река;

-Эта волшебница вода;

- Ходит капелька по кругу;

- Какой бывает вода;

- Что растет в воде;

- Кто живет в реке;

- Вода нужна всем;

- Почему воду нужно беречь;

- Я и река;

- Праздник волшебной воды.

Все эти темы хорошо описаны в программе Н. А. Рыжовой.

Обучающим компонентом является ВОДА в природе: водоемы, осадки. Как образуются реки. Основные свойства воды, различные её состояния. Роль воды в жизни живых организмов. Использование воды человеком и т. д.

Воспитывающим компонентом является: осознанное, бережное отношение в воде как важному природному ресурсу. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоема. Эстетическая оценка воды в природе и т. д.

Занятие имеет частично закрепительный характер и вторая часть занятия - экспериментирования с водой. Такие практические занятия очень интересны, т. к. продуктивная деятельность одна из самых ярких форм работы для детей.

В недавнем прошлом наш детский сад и школа № 222 были объединены темой экологического воспитания. Была разработана единая Программа «Детский сад - школа - ВУЗ» руководителем которой являлась речкалова Н. И.

В ДОУ работал педагог дополнительного образования по экологии. В д/с регулярно приходили ученики старших классов и проводили с детьми практические занятия, опыты, организовывали экскурсии, наблюдения и т. д.

Но несмотря на все изменения в сфере образования, мы продолжаем работу в этом направлении, потому что считаем, что ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - одна из главных задач ДОО.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

«Порядок на планете». Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Содержание программы «Порядок на планете»: 1. Актуальность 2. Задачи программы 3. Экологическое образование в ДОУ и экологическая культура.

Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста» МОУ «Фоминская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение.

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста» Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ ЦРР детский сад.

Роль экспериментирования и исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Подвижные игры в ДОУ «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного.

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать.

Роль игры в развитии памяти детей дошкольного возраста Важнейшее значение психического развития дошкольника принадлежит игре – ведущей деятельности этого возрастного периода. А. Эйнштейн в свое.

Сезонные наблюдения на прогулке как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 19:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД