Оксана Романова
Сезонные наблюдения на прогулке как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого поколения в духе бережного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и восстановления природных богатств.
Публикация «Сезонные наблюдения на прогулке как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая предметы и явления, дети постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут.
Природа с ее разнообразием явлений, животных, растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоническое сосуществование с природой и психологическая готовность беречь природные ценности всегда и везде, ответственное отношение к природному окружению – это основа экологического образования и воспитан
ия.
Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение ко всему живому.
Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребенка – светлыми чувствами.
Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе образовательно-воспитательной работы при организации наблюдений на прогулке.
В процессе наблюдений у старших дошкольников формируются различные умения.
Познавательные и речевые умения:
Наблюдение используется как способ познания: дети сравнивают объекты и явления природы по признакам сходства и различия; классифицируют по существенным признакам. Принимают цель наблюдения и учатся ставить ее самостоятельно. Используют в ходе наблюдения сенсорные и интеллектуальные способы, элементарную поисковую деятельность, проводят опыты, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений.
Связно рассказывают о наблюдаемых явлениях природы, объясняют их, составляют творческие рассказы и сказки на природоведческие (экологические) темы.
Практические умения:
Дети учатся поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений; размножать растения семенами, луковицами, черенками; пропалывать и окучивать растения цветника и огорода, собирать семена; подкармливать птиц и др.
К концу дошкольного возраста в результате сезонных наблюдений у детей формируется умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественной, игровой и трудовой деятельности. Под влиянием впечатлений меняется отношение к природе. Появляется желание сберечь ее красоту, то есть зарождается действенная любовь к природе.
Использование игровых приемов, практических заданий развивает наблюдательность детей, активизирует их мыслительную деятельность. При изучении природы в системе, во взаимосвязи всего живого с внешней средой у ребенка формируется тот образовательный стержень, который необходим для совершенствования его экологического мышления, осознанного правильного отношения к природе и готовности к практической деятельности, направленной на сохранение природы.