Татьяна Михеева
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
Выполнила: Михеева Т. К.
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Для того чтобы раскрыть тему моей итоговой работы необходимо прежде всего дать определение термина «книжная культура». Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Публикация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» размещена в разделах
В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта. Одним из основных направлений педагогической деятельности является приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА – является показателем личностного развития ребёнка и характеризуется стремлением и приобретением навыков чтения. Уважительном и бережном отношении к книги. Желанием приобщиться к миру читающих людей.
Актуальность проблемы.
Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.
Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», внесли значительные коррективы в содержание дошкольного образования.
В Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. По требованиям ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает в себя знакомство не только с детской литературой, но и с книжной культурой.
Однако, анализ практической деятельности, основного процесса дошкольного образования и условий профессиональной деятельности позволяет выявить ряд недостатков.
Недостатки:
в результатах в основном процессе в условиях профессиональной деятельности
у детей недостаточно сформировано представление о книге как одной из главных ценностей культуры, источнике знаний;
недостаточно сформировано понимание на слух тестов различных жанров детской литературы;
недостаточно сформированы навыки бережного обращения с книгой;
отсутствие осознанного отношения к книжной культуре;
неумение получать удовольствие от чтения.
отсутствие системы работы в ДОО по формированию у детей познавательного интереса и любви к книге, бережного отношения к ней;
недостаточная компетентность воспитателей по ознакомлению детей с книжной культурой;
недостаточное использование игровых развивающих технологий в работе с дошкольниками, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника;
отсутствие взаимопонимания и совместной целенаправленной работы педагогов и родителей
недостаточная грамотность родителей в формировании книжной культуры у детей дошкольного возраста;
неготовность педагогических кадров в работе со средствами ИКТ и разработке мультимедийных пособий с целью вызвать интерес детей к художественной литературе.
наполняемость групп не всегда позволяет осуществить индивидуальную работу с каждым ребёнком;
недостаточная методическая, материальная база ДОО;
преобладание традиционных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
-между необходимостью работы в ДОУ, как условия формирования интереса к книжной культуре у детей дошкольного возраста и отсутствие соответствующей программы и методических пособий, дидактического материала адаптированных к возрастным особенностям дошкольника.
-между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены для успешной работы с дошкольниками в этом направлении
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
На основе анализа недостатков можно сформулировать проблему:
Усовершенствование системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Новые образовательные результаты
Целевой ориентир (из ФГОС) Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Проявляет инициативу, среди других деятельностей выбирает просмотр книг, иллюстрации к книгам. Выбирает деятельность в уголке книги. Бережно относится к книге. Обращает внимание на оформление книги, на иллюстрации. Активно участвует в театрализованной деятельности. Ребенок понимает, что книги надо беречь- это труд многих людей. Проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности может организовать сюжетно-ролевые игры «Библиотека» «Школа»
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения Владеет устной речью, как средством общения. Способен выразительно с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Высказывает мнение о народных произведениях. Может пересказать сюжет из сказки, читает с выражением, Придумать концовку сказки.
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, знаком с произведениями детской литературы Ребенок может правильно и четко задать вопрос Способен понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Способен назвать произведения детской литературы. Задает вопросы взрослому о книгах, где хранятся,как. их делают? У ребенка есть любимые сказки, рассказы.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной культурой строится следующим образом:
• с учётом интеграции образовательных областей;
• в соответствии с возрастными, индивидуальными психическими и физиологическими особенностями воспитанников;
• планово, систематически, постоянно;
• осуществляться в ходе непосредственно-образовательной деятельности с учётом дидактических принципов, в ходе режимных моментов;
• на мотивации детей к самостоятельной деятельности;
• в процессе взаимодействия с семьями детей;
Направление деятельности Мероприятие
Работа с детьми
Формирование интереса и потребности в чтении -использование мнемотехники при разучивании стихотворений;
-применение метода моделирования в работе со сказками;
-составление кроссвордов и ребусов;
-изготовление рукописных книг с иллюстрациями;
-создание пластилиновых мультфильмов по мотивам сказок.
Приобщение детей к художественной литературе -проведение акции «Книжки для маленьких друзей». Дети совместно с воспитателем подбирают книжки для детей средней группы;
-проведение литературных викторин, досугов, развлечений по разным темам;
-Неделя книги по теме "Книжкин дом", экскурсия в библиотеку;
-мультимедийные игры «Найди друга», «Книга – твой друг и помощник»;
-дидактические игры «Из какой это книжки?» и т. д.
Познавательно-исследовательская деятельность Проект «Откуда пришла книга» c привлечением всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, специалистов, родителей.
Формирование навыков бережного обращении с книгой -закрепление навыков аккуратного пользования книгой: мыть руки перед тем, как взять книгу, смотреть, сидя за столом, аккуратно перелистывать страницы.
Деятельность педагогов
Оформление предметно-пространственной развивающей среды -«Библиотечка» (энциклопедии, детскую художественная литература, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т. д.);
-наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
- игры для развития речи: «Расскажи, что было дальше», «Подбери картинки» и т. д. ;
- портреты писателей и поэтов, репродукции картин известных художников-иллюстраторов Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, И. Я. Билибин);
-рисунки, поделки детей по мотивам любимых произведений;
- изготовленные дошкольниками книги по рассказам детей из личного опыта;
- мастерские по ремонту книг.
Интеграция речевого развития с другими образовательными областями таким образом, чтобы дети закрепляли знания о книжной культуре -изготовление книжек-малышек, знакомство с известными художниками-иллюстраторами, рисование и лепка героев сказок, разучивание стихов, разыгрывание отрывков из произведений по ролям;
-проведение цикла занятий, знакомящих старших дошкольников с технологией создания книги;
-разумное сочетание экранной и словесной детской литературы, что вызывает интерес к чтению.
Обмен опытом -Проведение мастер-классов для педагогов и родителей, консультаций. Выступления на семинарах различного уровня
Взаимодействие со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) Коррекционная работа с детьми.
Игровые тренинги с воспитателями и родителями.
Работа с родителями.
Использование современных форм партнёрства «Детский сад – семья» -анкетирование родителей с целью изучения читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома;
- родительское собрание «Любите ли вы читать»;
-подбор советов и рекомендаций для родителей на тему «Как организовать чтение перед сном» (издание буклетов, памяток);
-подготовка и проведение фотовыставки «Мы – читающая семья»;
-мастер-класс по изготовлению книжек-малышек с иллюстрациями;
-совместное посещение районной детской библиотеки;
-участие в открытии музея книги;
-проведение Недели детской книги;
-пополнение библиотеки для группы.
В ДОУ воспитание и развитие детей осуществляется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы и др.).
Образовательный процесс, направленный на ознакомление с книжной культурой, строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, взаимодействие с семьями воспитанников.
Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности:
• Коммуникативная: беседы: «Моя первая книга», «Для чего нужны умные книги?», «История возникновения книг», цель: уточнить этические представления детей : к книгам надо относиться бережно, аккуратно; ситуативный разговор о поведении в библиотеке; словесные игры: «Придумай предложение», цель: развивать слуховую память, «Найди пару», цель: развитие интереса детей к слову; игры в рифму; настольно-печатные игры, цель: развитие логического мышления.
• Игровая: дидактические игры «Дом для книг», цель: формирование представлений о библиотеке и профессии библиотекаря, «Детские писатели», цель: расширение интереса к творчеству детских писателей, «Узнай сказку по иллюстрации», цель: развивать желание рассматривать книги;
• Познавательно – исследовательская : дидактические игры «Как рождается книга?», цель: показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека; экскурсия в библиотеку; моделирование книжек-малышек; проект «Рукотворная книга» (информационно – творческий, цель: прививать интерес и любовь к книге, чтению. Разработка программы кружковой работы по ознакомлению детей с книжной культурой «Книга лучший друг». В программе представили творческие задания в работе с книгой. Выпустили газету «Мы читаем, не скучаем».
• Восприятие художественной литературы и фольклора: рассказывание, чтение, обсуждение программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; инсценирование произведений, игры – драматизации отрывков из сказок, разучивание стихотворений, цель: помочь понять содержание сказки, выразительно исполнять роль; театрализованные игры, различные виды театра (теневой, пальчиковый и др.)
• Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, художественный труд по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям.
• Двигательная: непосредственно образовательная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек.
• Самообслуживание: совместная работа по ремонту книг.
Согласно ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, реализацию различных образовательных программ, учёт национально-культурных, климатических условий, и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Подобная организация пространства позволяет детям выбрать для себя занятие, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Создание развивающей среды:
• Оформление книжного уголка в группе, который соответствует возрасту детей, а также разнообразию видов книг, эстетики оформления. Оформление витрин в книжном уголке рисунками по литературным произведениям, а также портретами детских писателей.
• Оформление тематических выставок и выставок детских рисунков. («Дети и книги», «Моя первая книга», «По сказкам Корнея Чуковского»)
• Выпуск газеты «Мы читаем, не скучаем».
• Открытие в детском саду мини - библиотеку «Читалочка».