Папки-передвижки

Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении

Екатерина Симакова
Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении.

Все мы знаем не понаслышке, каким нелегким является процесс воспитания ребенка, сколько душевных затрат и физических сил это требует. Помимо теоретических знаний очень важны такие качества педагога, как терпимость, спокойствие, уравновешенность, доброжелательность. Методы воспитания являются как главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач воспитательного процесса, так и способами решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и детей. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на ребенка и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия, их характерные особенности. Как правило, используются следующие методы – словесные (рассказ, беседа (убеждение, внушение, инструктаж, практические (упражнения, тренировка, наглядные (иллюстрирование, показ, презентация материала).

Публикация «Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Большую роль в воспитании ребенка играет метод влияния. Влияние в воспитании – это деятельность воспитателя или родителей, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности ребенка, его поведения и сознания. Выделяется несколько основных способов влияния: убеждение, внушение, подражание, приучение.

Убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание или предложение. Сущность его заключается во всесторонним воздействии на разум и волю ребенка с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы, в частности, сказок.

Внушение носит эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.

Степень внушаемости определяется уровнем развития его личности ребенка, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе и, в частности, отношением к внушающему. Чаще всего доверие к тем или иным сведениям возникает в том случае, если они передаются значимым для воспитуемого лицом.

Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Особое значение имеет личный пример воспитателя или родителя. Воздействие на ребенка находится в прямой зависимости от их авторитета. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А. С. Макаренко.

Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающим демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

Очень важную роль в воспитательной деятельности играют так называемые методы стимулирования (поощрение, наказание, главное назначение которых – дополнительное стимулирование и усиление действия рассмотренных ранее методов. На методах стимулирования стоит остановиться более подробно, так как, разумеется, воспитательный процесс не обходится без поощрений и наказаний и надо делать это педагогически грамотно.

Поощрение и наказание одни из самых древних методов воспитания детей. Ведь воспитание - целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определенных качеств ребенка. Очень часто возникает противостояние, то есть ребёнок не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: "Как же добиться исполнения требований?" Вот тут-то мы и вспоминаем о поощрении и наказании. Для большинства людей именно эти методы, являются основными в воспитании ребёнка.

К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей, не всегда задумываясь над тем, насколько глубокими могут оказаться последствия. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой - либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребенок выполнил требования взрослых. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится почти всем родителям и педагогам, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, вселяет уверенность и, как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативности. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности, награды или подарка. Рекомендуется использовать следующие типы похвалы: «компенсация» - используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни, "аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип, он внушает ребенку веру в себя, которая превращает возможность в действительность, "подъемная" похвала - если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги, «косвенное одобрение» - похвала, при которой вроде бы не хвалят, т. е. попросить помощи, совета и т. п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их, "взрыв любви" (скорая психологическая помощь) - используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние. Поощрение должно быть справедливым и поддерживаться всеми членами семьи, а также друзьями ребенка. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;

Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

«Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя или родителя огромного такта и осторожности» (А. С. Макаренко). Оно ориентировано на сдерживание негативных действий ребенка. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными : замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т. д. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми, в противном случае наказанный становиться "героем дня", жертвой, и наказание не достигает цели;

Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите. Категорически не рекомендуется физическое наказание, оно, как считают психологи, способствует развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим, раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения. Наказание может быть в виде порицания, осуждения, отсрочки ожидаемого поощрения, лишение или ограничение определенных прав. Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

- терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и воспитателя;

- объяснением - нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;

- отвлечением - можно предложить ребёнку иной вид деятельности;

- неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повторится;

- можно научить ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу и самокритике;

- измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;

- используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру "Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша"

- лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребё нку: "Скучает сегодня наша кукла".

- проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так?»;

- организуйте дома "уголок необдуманных поступков", где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.

Очень важно правильно выстроить свои отношения с ребенком, тогда к такому методу воспитания, как наказание, не придется прибегать часто.

Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания.

Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью. Но самое главное для ребенка в воспитательном процессе – это наше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение! Это залог успешной реализации поставленных воспитательных задач и достижения намеченных педагогических целей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Родитель-заказчик, спонсор, партнер?» (Педагогический совет). Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию к педагогическому совету "Родитель- спонсор, заказчик, партнер?". Все вы практики.

Анкетирование для родителей по теме «Реализация единой программы воспитания и развития ребенка» Анкетирование для родителей «Уважаемые___» Ваши откровенные ответы на вопросы анкеты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 12:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы воспитания как средство реализации педагогических целей в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Симакова (УИ 159443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД