МААМ-картинки

Метопредметные и личностные результаты в ДОУ по ФГТ

Марина Васильева
Метопредметные и личностные результаты в ДОУ по ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы

Метопредметные результаты

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.

Метапредметность – принцип интеграции содержания образования

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются на базе одного, нескольких или всех образовательных областей и применяются детьми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Публикация «Метопредметные и личностные результаты в ДОУ по ФГТ» размещена в разделах

Метопредметные результаты в доу по ФГТ :

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - коммуникативные результаты

• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения,

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции - – регулятивные результаты

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту – познавательные результаты

Для достижение метопредметных результатов используются метопредметные задания.

Метапредметное задание включает в себя объединение ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание», «Развитие» и т. д.).

Включая метапредметные задания в занятие педагог решает задачу усвоения воспитаниками материала различных образовательных областей в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) педагогом состояние интеллектуального затруднения воспитаника, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.

Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:

• ситуации неопределенности;

• ситуации неожиданности;

• ситуации конфликта;

• ситуации опровержения;

• ситуации предположения.

Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:

• Развивающего мышления;

• Развитие критического мышления через письмо и чтение;

• ТРИЗ;

• Технологический компонент личностно-развивающего урока;

Метод проектов;

• Исследовательская деятельность;

Метапредметные результаты предполагают, что у воспитанников будут развиты:

• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (синтез. анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

• использование различных источников для получения информации, и адресата.

Постановка задачи развития метапредметных умений у дошкольника в ФГТ не означает, что произойдет вытеснение игры из ежедневной жизни ребенка, напротив, все задания по развитию надпредметных умений формируются через игровые виды деятельности. Т. о., подбор игр, заданий, направленных на формирование метапредметных умений, способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; имеет большое значение не только для выполнения федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного учреждения, но и для подготовки будущих первоклассников для успешного освоения ФГОСа, обеспечивая преемственность дошкольного и начального образования.

Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)

• - коммуникативные результаты

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

• регулятивные результаты способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

• – познавательные результаты

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту

• метапредметные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные)

• овладевший необходимыми умениями и навыками • предметные результаты

• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

• любознательный, активный

• эмоционально отзывчивый

• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе • личностные результаты

Ю. В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета.

Личность

Только понятию "личность" существует более 50 определений. Приведём одно, принадлежащее Л. И. Божович, которое будем использовать в качестве рабочего в дальнейшем рассмотрении выделенной проблемы: "Личность - это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития".

^ Развитие личности- последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.

Социализация

(в психологии развития) [лат. socialis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С.

^ Социально-личностное развитие

процесс вхождения ребёнка в социокультурную среду.

Задачи

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности :

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

А сейчас разберем конкретные задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др. ; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др., о семье.

В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метопредметные и личностные результаты в ДОУ по ФГТ
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 19:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метопредметные и личностные результаты в ДОУ по ФГТ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Васильева (УИ 92290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД