МААМ-картинки

Семинар-практикум с элементами мастер-класса «Мезенские козули»

Смирнова Татьяна
Семинар-практикум с элементами мастер-класса «Мезенские козули»

Муниципальный постоянно действующий семинар №3

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Реализация системы духовно-нравственного и этнокультурного

воспитания детей в дошкольной образовательной организации»

Мастер-класс «Мезенские козули»

Подготовил: воспитатель

Смирнова Т. Н.

Г. о. Балашиха, 2020г.

Публикация «Семинар-практикум с элементами мастер-класса „Мезенские козули“» размещена в разделах

Цель работы: познакомить участников мастер-класса с историей возникновения, способом изготовления, формами мезенских козуль; простимулировать интерес к кулинарным традициям Архангельской области.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с историей обрядового печенья поморов – козули; познакомить участников мастер-класса с технологией изготовления обрядового печенья – козули; сравнить козули разных районов Архангельской области; изготовить мезенские козули (на выбор каждого участника мастер-класса).

Необходимое оборудование: презентация (или картинки-плакаты) об истории возникновения козуль, их многообразии (в зависимости от районов) и способах изготовления, образцы готовых козуль, ржаное тесто, бумага для выпекания, доски для раскатывания теста, влажные салфетки.

Проведение мастер-класса :

1. История возникновения козуль.

Академик Лихачев писал: «Самое главное, чем север не может не тронуть сердце каждого русского человека, – это то, что он самый русский». Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему является историческое прошлое, то в нынешних условиях очень важно рассказывать о нем молодёжи. Одной из многочисленных традиций, дошедших до наших дней, была выпечка козуль. Первые козули появились на поморской земле много веков назад. Их считают наиболее древним видом печеного фигурного теста. Имеется летописное свидетельство, что еще в XII веке наши предки лепили из теста фигурки быков и коров. Пряники представляли собой полоски из теста, сплетённые в причудливые извивы. За извитую, змееобразную форму древнее поморское печенье и получило свое название - козули, от поморского слова «козуля» - змейка, завиток.

Образ козули-змейки был связан с осенним сбором урожая, а точнее с его завершением – с осенним Новым годом или Новолетием (в сентябре). Позже эта традиция была перенесена на зимнее Рождество и январский Новый год. А в Каргопольском районе козули делали в виде свернутых в круги змеевидных завитков под названием «тетерки» и пекли их в середине марта, что тоже относится к очень древнему обряду, приуроченного к весеннему равноденствию. Поморы верили, что такие козули-змеи принесут в дом богатство, достаток.

Название «козули» («коровки», «баранки», «рогушки», «козульки») связано с изображением рогатых животных и символизировало силы плодородия.

К подаренным козулям поморы относились бережно, хранили порой рядом с образами. И для детей это желанный подарок, ими и поиграть можно, и обменять у приятелей на другие. Но, пожалуй, приятнее всего отведать разные фигурки, а потом рассказать, у кого в деревне самые вкусные получились.

2. Виды и формы козуль.

Было несколько видов этой обрядовой выпечки. Существует три вида козуль : холмогорские объёмные (напоминающие глиняные фигурки, каргопольские и мезенские козули-тетёры и расписные плоские козули-пряники.

Промысел холмогорской козули был распространен на территории Холмогорского и Пинежского и Лешуконского уездов Архангельской губернии. Волостной писарь Пинежского уезда П. Иванов в этнографическом материале, собранном для П. С. Ефименко в 70-х годах XIX века, писал: «К Рождеству стряпаются козули из ржаного теста; изображают овец с рогами и без рогов, коров, оленей с ветвистыми рогами…». Испеченные козули сохранялись до следующего года, ими разговлялись как просфорой после наступления Рождества. В деревнях часть козуль скармливали скоту «чтобы плодился и не болел», считалось, что чем больше испечешь фигурок животных, тем больше и здоровей будет скот в доме. Как пели в рождественских колядках на Святочной неделе:

«Пришла Коляда накануне Рождества

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому –

Ему рожь густа, да ужиниста!»

«Где козел ходит – там и жито родит.

А где коза с рогом, там и жито стогом!»

Девушки одаривали парней козулями, надеясь на удачное замужество в новом году. «Девки-невесты должны приготовить козульки. На другой день Рожества парни придут славить в тот дом, где есть невесты. Им козули подают, значит девка замуж выйдет».

Поморские козули весь год (до следующего Рождества) служили оберегом от злых сил, ибо считалось, что они оказывают положительное влияние на жизнь людей. Способствуют промыслу, благополучию семьи, здоровью людей, скота, птицы, сохраняют счастье в доме….

Традиционно пресное ржаное тесто месил (катал) хозяин дома, что имело определенный обрядовый смысл. Кроме того, процесс замеса долгий и требует больших физических усилий. Скатанное полешком тесто должно было стоять не сгибаясь. Неправильный замес приводил к растрескиванию поморской козули.. Каждая маленькая фигурка имела определенное смысловое значение, например, олень с переплетенными рожками - символ веры, надежды, любви, корова несла достаток, птица с птенчиками на спине олицетворяла счастье материнства.

Стояли хлебные фигурки рядом с иконами, что доказывает какое значение придавали поморы обрядовой выпечке! Ломаные и старые прянички никогда не выкидывали. Хлебные фигурки скармливали скотине, в голодный годы могли скушать сами.

Ингредиенты: ржаная мука, вода, соль.

Шаг 1. Постепенно добавляя муку в воду нужно замесить крутое тесто. И посолить его.

Шаг 2. Тесто вымесить очень тщательно. Сделать из него колбаску.

Шаг 3. Дать тесту вылежаться ночь, можно держать его в холодильнике и дольше.

Шаг 4. Перед лепкой тесто нужно размять и нарезать на небольшие кусочки.

Шаг 5. Слепить козулю-оленя, постепенно вытягивая из основного кусочка голову, ноги, рога.

Шаг 6. Запекать в печи или духовке в течение часа, потом окунуть в кипяток, потом запекать еще 20-30 минут. Обваривание и запечение повторять пока козули не стануттвердыми и глянцевыми. Остудить.

В Лешуконском р-не сохранилась память об изготовлении катанных козуль. Тесто для их приготовления было таким же, как и для лепных козуль : мука, соль и вода. Эти козули «катали» с обязательным наговором. Старожил села Лешуконское Кашунина А. Н рассказывал нам, что помнит такие «приговорки», причем многие из них она сочиняла в импровизационной манере непосредственно во время процесса приготовления пряника.

«Коровушка божья – титочка востра,

Сучок на бочку – дойна к молочку!»

«Ходит баран по крутым берегам,

Сорвал травку – положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот и вон пойдет!».

На Мезени и в Каргополье к Рождеству изготавливали витое обрядовое печенье, выполненное в технике лепки «из жгута» – это мезенские козули (фигурки животных, птиц, а также мезенские тетеры и каргопольские тетерки. Мезенское печенье выпекали с молитвами и раздавали христославцам.

Расписные, плоские козули-пряники козули появились на Русском Севере когда туда пришли сахар и пряности (корица и гвоздика, то есть они стали доступны простым людям, а не только богатым и знатным. Случилось это не раньше XVIII века. В старину изготовление и роспись козуль носили во многом обрядовый характер, наши предки верили в обережную силу ароматных пряников. Козули - это и оберег, и талисман. Сегодня архангельские козули - это красивый ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею. Формы пряников стали разнообразными. Есть и домики, и сердечки, и даже мультипликационные герои. В старину козули пекли из ржаной муки, чтобы получить характерный темный цвет, на котором рисунок из глазури смотрится наиболее выигрышно. Позже их стали делать из пшеничной муки, добавляя пережженный сахар. Тесто готовили заранее, оно могло лежать на морозе неделями, и становилось только лучше. Фигурки вырезали разные - у козуличниц были свои формочки, которые берегли и передавали по наследству. Уже испеченные и остывшие козули покрывали глазурью двух цветов: белой и розовой, полученной с помощью сока брусники или клюквы.

3. Изготовление с участниками мастер-класса Мезенских козуль.

Еще недавно в северных деревнях — на реках Мезени и Пинеге, на Терском берегу Белого моря лепили накануне Рождества хлебные фигурки в виде домашних животных и птиц. В этом обряде, давно утратившем свое магическое значение, сохранились отголоски древних языческих верований. Праздник нарождения Солнца у древних славян был богато обставлен действиями, направленными на обеспечение здоровья скота, хорошего урожая, благополучия семьи.

Возьмешь ржаной муки самой темной, да на воде замесишь покруче, соли немного добавишь — вот и готово тесто. Посыпать его мукой и долго разминать, чтобы, отогревшись в руках, оно стало мягким и податливым в работе. Из готового теста раскатать толстую «колбаску», ножом отхватить одинаковые кусочки теста, из них оживут архаичные фигурки.

А вот и детям, и невестам

Козули из ржаного теста.

Как живые по столу скачут,

Раздают хозяевам удачу.

Раздача теста участникам мастер-класса, изготовление фигурок по выбору участников.

4. Козули сегодня. Традиции живут. В наши дни изготовление козуль по-прежнему связано с новогодними праздниками. Козули дарят «по родне» или друзьям с пожеланиями счастья, здоровья и успехов в новом году. Козуля – обрядовое печенье. Козуля, не только рождественское угощение, но и талисман. Каждая фигурка имеет определенный смысл. Коза, например, считается символом изобилия и достатка в доме, корова — хорошего урожая и постоянного плодородия. Олень несет долголетие и счастье. Если дарят «тетеру с птенцами», желают материнства и здоровья детям. Охотники на Рождество получают нерпу или тюленя — символ успеха в их трудном деле. поэтому, выбирая для подарка козулю, учитывают, кому она предназначена и что человеку лучше всего пожелать в этот день.

Этот праздничный обряд очень украшает жизнь города, приносит радость не только детям, но и взрослым. Козули стали своеобразным сувениром Архангельска и предметом коллекционирования любителей народного искусства. В последние годы пряничное дело в Архангельске оживилось. Потомственные мастерицы щедро делятся своими знаниями со всеми, кто хочет освоить это искусство. За октябрь — декабрь мастерицы выпекают и расписывают не одну сотню пряников. Традиционными стали в городе ежегодные выставки «Северные козули», в которых участвуют не менее 30 мастериц, среди них — много потомственных или их учениц. Творчество каждой из них отличается своими особенностями: фантазией, настроением, темпераментом, вкусовыми качествами теста, способом украшения пряников. За последние годы расширилась тематика сюжетов, но главные праздничные персонажи — олень, конь, птица, Дед Мороз, Снегурочка, упряжка — остаются по-прежнему любимыми для всех мастериц.

Уходят старые мастера, и с их уходом незаметно рвутся ниточки преемственности традиций, когда-то бережно передаваемых из поколения в поколение. Крайне необходимо для нас, а более всего для наших потомков попытаться возродить северную школу пряничного дела: и рождественские «козули», и совсем забытые уже печатные пряники. Спрос на козули сегодня большой. Они и своеобразный сувенир, и предмет коллекционирования. Лучшие экспонируются на выставках. Замечательная область народного искусства должна жить.

Публикации по теме:

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Семинар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогамиСеминар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогами Семинар – практикум «Новые технологии в ДОУ. Современные подходы в планировании детской активности. Утренний и вечерний круг» Мастер.

Автор публикации:
Семинар-практикум с элементами мастер-класса «Мезенские козули»
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 09:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД