Лучший педагог года

Межнациональное воспитание в ДОУ

Маргарита Толстова
Межнациональное воспитание в ДОУ

Как известно, Россия – многонациональная страна. С каждым годом в дошкольных учреждениях появляется все больше и больше детей разных национальностей. В связи с этим, педагогам ДОУ бывает нелегко осуществлять образовательный процесс, так как мы должны учитывать особенности всех детей в группе, их религию, обычаи и традиции. Вопрос о межнациональном общении детей очень актуален, поэтому я обратилась к трудам одного из основоположников этнопедагогики Г. Н. Волкова. Он считал,что педагог-воспитатель должен знакомить детей не только с родной культурой, но и параллельно с культурами других этнических коллективов для того чтобы не ограничить мир социальных контактов детей. Также известный исследователь Л. Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей».

Публикация «Межнациональное воспитание в ДОУ» размещена в разделах

Следует помнить еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой — и труд, и отдых, и развлечения. Природные явления служили народу средством воздействия на личность воспитуемого. А. П. Чехов писал, что «люди учились не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели им песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы».

Мнения этих великих ученых и педагогов помогли нам сориентироваться в образовательном процессе. Мы стараемся вести активную работу с родителями воспитанников, приобщать их к жизни детского сада, не быть равнодушными.

На родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”, «Наша культура». С помощью анкетирования мы выяснили следующее: родители читают своим детям произведения авторов разных культур от случая к случаю, так же мало знают пословиц и поговорок.

Пример анкеты. 1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

• да, обязательно;

• возможно, если они сами собой сложились;

• нет, это пережитки прошлого.

2. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

• спорт;

• рыбалка;

• домашние животные;

• шахматы;

• чтение;

3. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

• чтение;

• рыбалка;

• музыка

• компьютерные игры.

4. Как часто вы читаете сказки своему ребенку?

• Каждый день;

• Только перед сном;

• Когда попросит;

• Редко.

5. Знаете ли вы зарубежных авторов детской литературы? Если да, то каких?

• Не знаю;

• Знаю ()

6. Знаете ли вы пословицы и поговорки разных народов?

• Не знаю;

• Знаю.

Когда родители начинают осознавать, что детей необходимо приобщать к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов национального быта для оформления группы: одеть куклу в национальный костюм, приготовить наряд для ребенка на общенациональный праздник, испечь фирменное угощение семьи и т. д.

Наряду с чтением других фольклорных произведений и сказок, а также авторских произведений, детей знакомили с творчеством русского народа. После чтения русской народной сказки внимание детей обращали на особенности русского костюма: это не платье, а вышитая рубашка и сарафан. С детьми рассматривали русский костюм на отдельных картинках и повторяли названия костюма и его отдельные деталей: “кокошник”,“вышивки”, “сарафан”.

После этого занятия был проведен конкурс поделок на тему: «Народная кукла в гости пришла». Цель конкурса – это знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Следующим этапом развития межкультурных отношений и нравственного воспитания был праздник «Люби и знай свой край».

Цель мероприятия заключалась в том,чтобы показать детям всю разнообразие традиций других культур. Отличие и сходство костюмов, национальных блюд и угощений, запомнить их названия.

Наша задача – сплотить коллектив с раннего детства.

На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности часто использовали пословицы разных народов, о дружбе, труде, честности, доброте. Например: пословицы, раскрывающие смысл дружбы, удмуртская пословица «Близкого друга и на золото не променяешь», тувинская «Дружные сороки верблюда склюют», русская «Для друга семь верст не околица». Пословицы о труде : русская «Землю красит солнце, а человека- труд», украинская «Гляди не на человека, а на его дела», армянская «Птицу знают в полете, а человека в работе».

Я Старалась применять пословицы и поговорки в подходящие ситуации, в таком случае лучше раскрывается их смысл отражение, доброты, трудолюбия, смекалки. Дети очень любят сказки. Народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему. Например: русская сказка «Гуси – Лебеди», «Царевна Лягушка», «Колобок», «Лисичка-Сестричка», «Теремок».

Педагоги ДОУ находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живешь необходимо. Нам приходится много учиться на различных курсах, принимать участие в семинарах, осваивать новые образовательные программы и технологии.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Экологическое воспитание в ДОУ «Экологическое воспитание в ДОУ» Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» (от греческого oikos – дом, жилище, родина.

Деловая игра «Физическое развитие и воспитание культуры здоровья» Цель: - Уточнить и систематизировать знания педагогов по физическому воспитанию и здоровьесбережению в ДОУ; - развивать умения обсуждать.

Физическое воспитание в 4–5 летФизическое воспитание в 4–5 лет Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности в детском образовательном учреждении. У детей развиваются.

Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.

Патриотическое воспитание в ДОУ ОТЧЕТ о проделанной работе в рамках Месячника оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания «За Веру, Кубань и Отечество!».

Сенсорное воспитаниеСенсорное воспитание Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Воспитание искусством Воспитание искусством Воспитательное значение искусства, а в частности музыки, сегодня как никогда актуально. Подтверждением тому являются.

Воспитание в семье Что же такое семья? Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального,.

Экологическое воспитание Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» Ярковского муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Межнациональное воспитание в ДОУ
Опубликовано: 15 марта 2017 в 22:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД