Анастасия Викторовна
Межпредметная технология обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Межпредметная технология - это синтез, интеграция отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».
Межпредметная технология заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Публикация «Межпредметная технология обучения» размещена в разделах
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Прогрессивные педагоги - Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и другие педагоги.
У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. В школе эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учениками. Межпредметные связи существенно повышают практическую и научно-теоретическую подготовку обучаемых, позволяя овладеть обобщенным характером познавательной деятельности.
Виды межпредметных связей.
Можно выделить основные ключевые аспекты межпредметной технологии:
1. Изучение одного и тоже объекта, процесса или явления комплексно, с позиций различных наук. Например, для глубокого изучения отдельных тем информатики необходимо привлекать знания, полученные обучаемыми в рамках таких образовательных дисциплин, как математика, физика, английский язык, история и обществознание.
2. Использование базовых методов, теорий и законов одной науки для изучения объекта, процесса или явления в рамках других наук. Например, в рамках образовательной дисциплины «Информатика» для изучения темы «Организация и представление данных в ПК» используется методика перевода чисел из одной системы счисления в другую из раздела математики «Системы счисления»;
3. Использование различными науками одних и тех же методов, теорий и законов для изучения разных объектов, процессов и явлений. Например, общая методика создания алгоритма, разработанная в рамках структурного программирования, широко применяется в математике, физике, химии, лингвистике и ряде прочих наук.
Классификации межпредметных связей.
Опираясь на философское понимание структуры связи, Н. С. Антонов выделил в понятии межпредметные связи три признака (состав, способ, направленность) и реализующие их виды связей:
• по составу - объекты, факты, понятия, теории, методы;
• по способу - логические, методические приемы и формы учебного процесса, при помощи которых реализуются связи в содержании;
• по направленности - формирование общих умений и навыков.
Обращение к внутренней стороне процесса обучения вскрыло присущий межпредметным связям двусторонний характер. Были выделены связи между предметами по содержанию учебного материала, по формируемым умениям и по методам обучения.
Состав межпредметных связей формируется с учётом следующих аспектов:
• Научно-теоретический - формируется по законам, теориям и методам, применяемым в различных науках и используемых в нескольких учебных дисциплинах.
• Методический - формируется по использованию педагогических методов и приемов, используемых в межпредметных технологиях.
Межпредметные связи оказывают влияние на изменение организационных форм процесса обучения, так как наиболее эффективное решение межпредметных задач требует разнообразных форм организации учебной работы, таких как:
• интегрированный урок;
• урок-конференция;
• урок-путешествие;
• урок-экскурсия;
• урок-практикум.
Индивидуальные формы: рефераты, сочинения, самостоятельные исследования, доклады, отзывы о книгах и статьях, самонаблюдения, опыты, сбор материалов по межпредметной проблематике и т. п.
Групповые формы: межпредметные тематические кружки, тематические вечера, секции, практические работы, обсуждение книг, оформление стенгазет, игры межпредметного содержания (игра «Что? Где? Когда?», групповые творческие задания и т. п.
Массовые формы: межпредметные экскурсии, межпредметные олимпиады, вечера, конференции, конкурсы, олимпиады и т. п.
Положительные результаты, трудности
использования межпредметной технологии в обучении:
• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
• получение качественно нового педагогического результата;
• снятие перегрузки в учебном процессе;
• возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;
• расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;
• возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира во множественных взаимосвязях;
• проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;
• взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.