Приложение МААМ

Межпредметная технология обучения

Анастасия Викторовна
Межпредметная технология обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Межпредметная технология - это синтез, интеграция отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».

Межпредметная технология заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Публикация «Межпредметная технология обучения» размещена в разделах

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Прогрессивные педагоги - Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и другие педагоги.

У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. В школе эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учениками. Межпредметные связи существенно повышают практическую и научно-теоретическую подготовку обучаемых, позволяя овладеть обобщенным характером познавательной деятельности.

Виды межпредметных связей.

Можно выделить основные ключевые аспекты межпредметной технологии:

1. Изучение одного и тоже объекта, процесса или явления комплексно, с позиций различных наук. Например, для глубокого изучения отдельных тем информатики необходимо привлекать знания, полученные обучаемыми в рамках таких образовательных дисциплин, как математика, физика, английский язык, история и обществознание.

2. Использование базовых методов, теорий и законов одной науки для изучения объекта, процесса или явления в рамках других наук. Например, в рамках образовательной дисциплины «Информатика» для изучения темы «Организация и представление данных в ПК» используется методика перевода чисел из одной системы счисления в другую из раздела математики «Системы счисления»;

3. Использование различными науками одних и тех же методов, теорий и законов для изучения разных объектов, процессов и явлений. Например, общая методика создания алгоритма, разработанная в рамках структурного программирования, широко применяется в математике, физике, химии, лингвистике и ряде прочих наук.

Классификации межпредметных связей.

Опираясь на философское понимание структуры связи, Н. С. Антонов выделил в понятии межпредметные связи три признака (состав, способ, направленность) и реализующие их виды связей:

• по составу - объекты, факты, понятия, теории, методы;

• по способу - логические, методические приемы и формы учебного процесса, при помощи которых реализуются связи в содержании;

• по направленности - формирование общих умений и навыков.

Обращение к внутренней стороне процесса обучения вскрыло присущий межпредметным связям двусторонний характер. Были выделены связи между предметами по содержанию учебного материала, по формируемым умениям и по методам обучения.

Состав межпредметных связей формируется с учётом следующих аспектов:

• Научно-теоретический - формируется по законам, теориям и методам, применяемым в различных науках и используемых в нескольких учебных дисциплинах.

• Методический - формируется по использованию педагогических методов и приемов, используемых в межпредметных технологиях.

Межпредметные связи оказывают влияние на изменение организационных форм процесса обучения, так как наиболее эффективное решение межпредметных задач требует разнообразных форм организации учебной работы, таких как:

• интегрированный урок;

• урок-конференция;

• урок-путешествие;

• урок-экскурсия;

• урок-практикум.

Индивидуальные формы: рефераты, сочинения, самостоятельные исследования, доклады, отзывы о книгах и статьях, самонаблюдения, опыты, сбор материалов по межпредметной проблематике и т. п.

Групповые формы: межпредметные тематические кружки, тематические вечера, секции, практические работы, обсуждение книг, оформление стенгазет, игры межпредметного содержания (игра «Что? Где? Когда?», групповые творческие задания и т. п.

Массовые формы: межпредметные экскурсии, межпредметные олимпиады, вечера, конференции, конкурсы, олимпиады и т. п.

Положительные результаты, трудности

использования межпредметной технологии в обучении:

• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• получение качественно нового педагогического результата;

• снятие перегрузки в учебном процессе;

• возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;

• расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;

• возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира во множественных взаимосвязях;

• проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;

• взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Кейс-технология «Путешествие по сказкам»Кейс-технология «Путешествие по сказкам» Кейс-технология «Путешествие по сказкам»Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Квест-технология в ДОУКвест-технология в ДОУ В нашем детском саду "Парус" мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Технология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельностиТехнология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельности Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Технология развивающей среды в ДОУТехнология развивающей среды в ДОУ   Технология развивающей среды в ДОУ  Смоленская область город Ярцево  МБДОУ №14 Воспитатель Арутюнян Л. А. «игра – это огромное светлое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Межпредметная технология обучения
Опубликовано: 13 июня 2022 в 16:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Межпредметная технология обучения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Викторовна (УИ 2420190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД