Нина Шапкина
Микрофон как средство организации детей в совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач ФГОС направлена на личностно-ориентированное развитие дошкольников и предполагает создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно вовлечь всех детей в образовательный процесс, расширить и закрепить полученные детьми знания. В своей практике я использую различные методы и приемы, но сейчас я хочу поделиться своей находкой.
Публикация «Микрофон как средство организации детей в совместной деятельности» размещена в разделах
Однажды я нашла в уголке «Парикмахерская» поломанный игрушечный фен, его основа была похожа на микрофон. Мне пришла идея применить этот «микрофон» в своей работе, как игровую форму обучения.
А начала я использовать прием «микрофона» со 2 младшей группы.
Дети этого возраста в начале года еще мало взаимодействуют друг с другом, каждый слышит только себя. Как же научить детей слышать и слушать других? Вот тут-то мне и пригодился микрофон.
Сначала я, задав вопрос, подходила с микрофоном к каждому ребенку, независимо от того, прозвучит от него ответ или нет. Моя цель состояла в том, чтобы дети привыкли к такому приему и настроились на дальнейшую работу. К тому же я заметила, что это дисциплинирует детей, и они каждый раз ждали, когда я к ним подойду.
Затем я использовала прием передачи микрофона «из рук в руки» : дети, отвечая на вопрос, держали микрофон самостоятельно, а потом снова отдавали его мне. При этом каждый из них ждал своей очереди и стремился высказаться, или хотя бы подержать микрофон в своей руке. Такой прием помогает реализовать возможности детей этого возраста с учетом их психологических особенностей.
Следующий прием (его я использую во второй половине учебного года) – это передача микрофона по цепочке друг другу. Этот прием я использую тогда, когда дети научатся правильно держать микрофон в руке и уверенно при этом отвечать. Передача микрофона после ответа своему соседу повышает ответственность детей за порученное дело, побуждает прислушиваться друг к другу, сосредотачиваться на своих ответах, что повышает продуктивность образовательной деятельности.
В средней группе я продолжила использовать микрофон в своей работе, как средство решения задач для уточнения, закрепления и обобщения полученных знаний. Дети уже научились внимательно слушать друг друга, они начинают сравнивать свои результаты ответов, подмечать ошибки других и исправлять их, а «прием микрофона» позволяет каждому высказаться, не перебивая друг друга, а значит, способствует началу формирования у детей умения работать в команде.
Использование микрофона при опросах (например, назвать приметы времени года; подобрать синонимы, подходящие слова к обобщающему слову; перечислить качества предметов; придумать слова на заданный звук и так далее) помогает мне ненавязчиво включить всех детей в образовательный процесс, ведь каждый ребенок будет ждать своей очереди высказаться при таком дополнительном стимуле, как микрофон. Конечно, я учитывала индивидуальные особенности детей (в каждой группе найдутся замкнутые, стеснительные дети, «молчуны», а также те, кто повторяет ответы своих товарищей, но практика показала, что полученные знания откладываются в памяти детей, что подтверждается последующими опросами и в индивидуальной работе с такими детьми.
Микрофон как правило «Один говорит – остальные слушают». Этот прием я применяю при пересказе, сочинении, рассказе из личного опыта, обсуждении, рассуждении… Не все дети могут выступить, но зато могут стать слушателями, а значит, так или иначе, они все являются участниками образовательного процесса, а помогает мне в этом мой неизменный микрофон : у кого он в руках, тот и говорит, а остальные слушают.
В старшем дошкольном возрасте я применяю все эти приемы с микрофоном, как в НОД, так и в игровой деятельности. Надо учитывать, что дети этого возраста становятся более самостоятельными и активными. Микрофон, в этом случае, поддерживает, но в то же время и дисциплинирует детей.
И так, микрофон дает возможность :
1) Для детей
– желание высказаться каждому;
- соблюдать очередность;
- не перебивать;
- внимательно слушать друг друга;
- умение работать в команде;
- чувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
2) Для педагога
- вовлечь всех детей в образовательный процесс;
- закрепить полученные знания;
- побуждать к активности;
- повысить самооценку детей;
- воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками.
Вывод. Прием микрофона направлен на создание комфортных приемов обучения, при которых дети стремятся к своей успешности, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.