Мишнёва Тамара
Авторская разработка мини-тренинг «Я — Супервизор»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели тренинга: нахождение и выработка приемлемых способов решения затруднительных ситуаций.
Задачи:
•развить умение находить оптимальные решения конфликтных ситуаций;
•развить умение находить креативные варианты выхода из ситуаций, требующих моментального разрешения;
•снять психоэмоциональное напряжение.
Продолжительность: 1,5–3 ч.
Количество человек: 10–15.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки, бейджи, мяч.
Условия проведения: просторный кабинет, стулья расставлены по кругу – для более комфортного общения.
Публикация «Авторская разработка мини-тренинг „Я — Супервизор“» размещена в разделах
Ход тренинга
1 Вступительное слово педагога-психолога.
Принятие правил работы
Добрый день, уважаемые коллеги. Профессия педагога достаточно сложна и предъявляет немало требований: это и любовь к детям, своей работе, нравственность и общая культура, высокий интеллект, креативность, глубокие специальные знания, владение разнообразными методами обучения, стремление к постоянному обучению и развитию. Для этой профессии характерны высокий уровень эмоциональной перегрузки, работа в ограниченном режиме, психологическая напряженность, большое количество ситуаций, которые требуют моментальных решений. Наличие этих факторов приводит к снижению работоспособности, эмоциональному выгоранию, стрессам.
Как научиться достойно выходить из любой ситуации? Как преодолевать раздражительность, отчаяние и напряженность? Как научиться взвешивать поступки и решения?
Сегодня я предлагаю вам на некоторое время стать психотерапевтами и помочь друг другу в решении некоторых затруднительных ситуаций, которые могли возникнуть у вас на работе или в личной жизни.
Но для начала предлагаю принять правила работы.
Правила работы на мини-тренинге:
• общение по принципу «здесь и сейчас»;
• доверительный стиль общения и искренность – открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе;
• персонификация высказываний, отказ от обезличенных суждений;
• безоценочность;
• активное участие;
• уважение к говорящему;
• правило «Стоп» (говорящий может остановиться в любой момент, когда посчитает нужным);
• конфиденциальность – все происходящее не выносится за пределы
группы.
2 Разминка «Придумай имя»
Цели: снятие напряжения, настрой на работу.
Инструкция педагога-психолога: Сейчас я хочу вам предложить отвлечься от повседневности. Чтобы нам не называть друг друга по имени и отчеству, пусть каждый придумает и напишет на бейджике свое тренинговое имя. Оно может быть любым: названием предмета, животного, цветка, дерева – что первое придет в голову. (На выполнение задания дается 5 мин.)
Прикрепите, пожалуйста, бейджики, чтобы все видели, как кого зовут. Сейчас я буду передавать по кругу мяч. Тот участник, у кого он будет в руках, должен обосновать свой выбор имени, рассказать, с чем оно у него ассоциируется, а также что ожидает от тренинга.
3 Исследовательское упражнение «Вопрос, на который вы так и не получили ответа»
Цели: изучить новые способы поведения в затруднительных ситуациях, сформировать и скорректировать навыки продуктивного выхода из них.
Упражнение имеет достаточно сильное психотерапевтическое воздействие, поэтому его рекомендуется проводить в группе, участники которой знакомы друг с другом.
Инструкция педагога-психолога: Каждый человек на протяжении жизни попадает в сложные, затруднительные, неразрешимые ситуации, которые могут вызвать разного рода конфликты – внутриличностные, межличностные, межгрупповые, социальные. На вопросы, которые в связи с этим встают перед человеком, не всегда можно найти ответ – в силу непонимания причин: «Почему произошло?», «Для чего нужно было?», «Зачем?», «Кто виноват?», «Почему именно со мной?», «Что я сделал не так?», «Как поступить дальше?».
Перед каждым из вас лист бумаги, на котором надо кратко описать ситуацию (на работе,
в личной жизни, из детства и т. д., ставшую когда-то причиной конфликта, или написать вопрос, на который вам совсем не хотелось бы отвечать, или вы в силу каких-то обстоятельств не смогли на него ответить или не получили ответ из вне. Причины нежелания могут быть разные: сложная неразрешимая ситуация, незнание ответа, несвоевременность вопроса, нежелание давать ответ или информацию, обида, внутриличностный конфликт или что-то другое.
Кроме того, можно написать, кому адресован вопрос – родителям, другу, любимому человеку, недругу, начальнику и т. п.
Примечание. На задание отводится 10–15 мин. Участники могут расположиться, как кому удобно. Во избежание угадывания в дальнейшем почерка, а следовательно и автора, рекомендуется предложить писать печатными буквами.
По окончании листы собираются и вновь раздаются, но так, чтобы каждый получил написанное другим участником. Если все же кто-то из присутствующих получил свою работу – менять не надо.
Инструкция педагога-психолога: Прочитайте написанное. Ваша задача – предложить свой вариант решения описанной ситуации или дать достойный ответ на поставленный вопрос. Продумайте несколько вариантов ответа и выберите наиболее, на ваш взгляд, интересный, правильный, подходящий. (На выполнение задания дается 10–15 мин.)
Примечание. По истечении времени участники тренинга по кругу или по мере готовности озвучивают свое решение. Выступающий начинает со слов: «Я отвечаю своему. (ребенку, другу и т. д.)». Затем зачитывает описание ситуации или вопрос и представляет собственный вариант выхода из ситуации. Тот участник, чье послание зачитывается, не дает никаких комментариев и не вступает в спор. Педагог-психолог может задавать наводящие вопросы, комментировать ответы, предлагать более правильные варианты решения ситуации или ответы на обсуждаемый вопрос.
Вопросы для обратной связи:
• Что чувствовали, когда выполняли задание и когда слушали комментарии к нему?
• Что по ходу захотелось поменять, изменить?
• Чем помогло упражнение? Чему научило?
• Чем руководствовались, отвечая на чужой вопрос, предлагая свой вариант выхода из ситуации?
• Помогли ли ответы других на ваш вопрос?
4 Упражнение «Зато ты…»
Цели: выход из тренинга, снятие психоэмоционального напряжения, заряд положительными эмоциями.
Инструкция педагога-психолога: Подпишите, пожалуйста, чистый лист бумаги, написав сверху свое настоящее имя. Подумайте и запишите ниже какое-либо качество вашей личности, которое вы считаете негативным, плохим… Передайте лист соседу справа. На полученном листе под плохим качеством напишите «зато», а затем – положительное качество этого человека… (Упражнение продолжается до тех пор, пока листы не вернутся к своим хозяевам.)
Посмотрите на свой лист и прочитайте все написанное вам другими участниками. Кто-то увидит в списке те качества, которые у него уже есть, и он это твердо знает. Но наверняка вы найдете и те, о которых даже не догадывались, – это ваши ресурсы. У каждого из вас есть все, что нужно настоящему педагогу.
Эти листы вы можете забрать с собой и сохранить их. В моменты, когда вам будет трудно, просто заглядывайте в них и вспоминайте, что у вас есть все для решения любой проблемы, и вы в состоянии ее решить.
5 Обратная связь
Вопросы:
• Как вы себя чувствуете?
• Понравился (не понравился) тренинг?
• Помог ли тренинг в решении каких-то ваших вопросов?
•Чему научил?
• Что захотелось изменить?
• Есть ли какие замечания и предложения?
Примечание. После того, как все участники выступят, педагог-психолог подводит итоги
работы.