МААМ-картинки

Минимузей «Русская матрешка»

Наталья Сертакова
Минимузей «Русская матрешка»

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный - планирование.

На этом этапе необходимо:

- Познакомить педагогов с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л. С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Джона Дьюи, Жана Пиаже, Марии Монтессори, а также ученых-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой, В. Г. Лурье и др. К ним относятся:

Публикация «Минимузей „Русская матрешка“» размещена в разделах

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою внутреннюю связь с миром.

4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).

- Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.

- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать алгоритм по созданию мини-музеев в группах :

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов,

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,

10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

- Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать работу по созданию мини-музеев.

Второй этап, практический - создание мини-музеев.

Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Необходимо учитывать, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. На данном этапе происходит выбор темы мини-музея и определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для

На базе мини-музеев экологического содержания можно организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс-экспозиции». Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с узкими специалистами (психологом, воспитателем, воспитателем по изобразительной деятельности, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.

К подбору экспонатов привлекаются родители.

Здесь необходимо руководствоваться следующими принципами:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Необходимо разработать конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.

Работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь и доставляет взаимное удовлетворение.

Третий этап, презентационный - представление мини-музеев.

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.

Четвертый этап, деятельностный - функционирование мини-музеев.

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Умка» организована система мини-музеев. Созданы такие мини-музеи, как «Русская изба», «История русской матрешки», «Памяти Великой Отечественной войны».

Основная идея работы педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.

В группе №22 создан мини-музей «История русской матрешки». Целями и задачами создания мини-музея явились :

Знакомство детей с первой русской игрушкой, знания об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнать о том, почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью.

В создании мини-музея принимали участие не только педагоги, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, сделанные своими руками, помогали в оформлении экспозиции.

Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Наши матрешки были изготовлены из различных материалов: из ниток, из картона, из компьютерных дисков, из бумаги, из теста, пластилина, связанные крючком и т. д. Матрешки получились разные по форме и размерам.

Детей привлекают разнообразные виды матрешек. В мини-музее есть различные виды матрешек Семеновская, Полохов- Майданская, Тверская, Воронежская. Также в музее есть много песен, потешек, загадок, сказок, игр о матрешке

Мини-музей расположился в групповой и часть экспонатов в раздевальной комнатах, каждый желающий имеет возможность полюбоваться красотой и необычностью матрешек.

Мини-музей создан на основе системного подхода, который заключается в том, что любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей. У него есть прошлое, будущее, есть друзья и враги. Метод системного оператора позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон и получить о нем полное представлении. Мини-музей способствует познавательному развитию детей.

Параллельно с рассматриванием, исследованием экспонатов мини-музея проводятся образовательная деятельность – изобразительная деятельность, лепка, аппликация, где дети сами стараются изобразить различные виды матрешек от кубышки до матрешки Богатыря. Мальчики с энтузиазмом рассматривают и зарисовывают военное обмундирование богатырей. Девочки стараются рассмотреть и перерисовать узоры на платках и передниках русских красавиц. Дети с удовольствие играют в сюжетно-ролевую игру «Экскурсия в музей», где все задействованы в определенных ролях: кассиров, экскурсовод, смотритель, экспозиционеры, научные сотрудники.

Можно выделить следующие разделы и экспонаты данного мини-музея :

1. «Этапы изготовления матрешки».

2.«История русской матрешки».

3. «Виды матрешек».

4.«Матрешки в детском творчестве».

5. «Виды росписи матрешек»

6. «Литература о матрешках»

8. Уголок самостоятельной деятельности.

- игры «Дерево загадок»

9. Наблюдение.

Параллельно с рассматриванием экспонатов мини-музея проводятся наблюдения за формой различных матрешек, сравнение узоров и одежды, состав куколок, рост.

Также в группе состоялась презентация мини-музея «История русской матрешки»

Прежде чем открыть наш минимузей мы с детьми провели огромную работу по подготовке. Изучили правила пребывания в музее посетителей

В минимузееузея ЗАПРЕЩАЕТСЯ : 1. Находиться с продуктами питания, мороженым, бутылками с водой и пр.

2. Портить информационные стенды и указатели, наносить надписи и рисунки, срывать этикетки, тексты.

3. Засорять и загрязнять территорию Музея.

4. Громко разговаривать, шуметь, баловаться.

В минимузее есть свои работники. Экскурсоводы, это люди, которые увлекательно рассказывают об экспонатах, имеющихся в минимузее. Они повествуют истории появления той или иной матрешки в экспозиции.

Смотритель-это человек, который следит за порядком. Он предупреждает разбаловавшихся детей о культуре поведения в общественном месте.

Администратором в минимузее становиться воспитатель, у него можно узнать ответы на все интересующие вопросы по организации экскурсий и посещения музея.

Дети и родители с большим энтузиазмом подошли к открытию, заказали афишу, где указывалось, когда и во сколько откроется минимузей. Подготовили входные билеты. Взяли напрокат или сшили русские народные костюмы. Выучили с детьми стихи и песни о русской матрешке. Приготовили пирожки и пирожные, в виде матрешек, чтобы угостить посетителей.

Публикации по теме:

Конспект занятия «До чего ж ты хороша, русская матрешка!» Задачи: Образовательные: Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Обратить.

Информационно-познавательный проект «Русская матрешка» Информационно-познавательный проект «Русская матрешка» Проблема: недостаток знаний детей об истории возникновения самой русской игрушки.

Исследовательский проект «Русская матрешка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

НОД в подготовительной группе «Русская матрешка»НОД в подготовительной группе «Русская матрешка» .

Презентация по проекту «Русская матрешка» Цель: приобщить детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке-символе русского народного.

Проект «Русская красавица матрешка» в средней группе Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (декабрь 2014г. - февраль 2015г.) Участники проекта: дети средней.

Проект «Русская матрешка» (средняя группа) .

Развлечение «Русская матрешка» в группе раннего возраста. Развлечение «Русская матрешка» в группе раннего возраста. Цель: Продолжать знакомить детей с известной русской матрешкой. Задачи: Развивать.

Конспект занятия «Русская матрешка»Конспект занятия «Русская матрешка» Мы красавицы подружки, Разноцветные игрушки. Носим яркие одежки, А зовемся мы матрешки! Такими стихами началисьнаши занятия в кружке «Сундучок».

Конспект занятия «Русская матрешка» Тема: «Русская матрешка». Программное содержание: • Учить детей передавать с помощью ниток образ русской матрешки. • Упражнять в свободном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Минимузей «Русская матрешка»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 00:22
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД