Елена Завалишина
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"
1. Идея опыта: "сформировать у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице, развивать зрительное внимание, память, внимание".
2. Учебно-методическая литература:
Т. Ф. Саулина "Три сигнала светофора"
Т. Ф. Саулина " Дидактические игры, сценарии вечеров досугов"
Е. Я. Хабибулина "Дорожная азбука в детском саду"
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина "Безопасность"
Ф. С. Майорова "Изучаем дорожную азбуку"
3. Теоретическая база опыта.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» размещена в разделах
Изменившиеся требования развивающегося общества к образованию, изложенные в "Концепции модернизации Российского образования" нацеливают на достижение нового современного качества образования, которое предполагает совершенствование содержания образования и воспитательно-образовательного процесса.
В дошкольном возрасте начинает формироваться понимание опасности, первоначальные навыки безопасного поведения на дороге, приобретаются навыки законопослушного гражданина.
В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с правилами культуры поведения на дороге.
Основным источником впечатлений является знакомство с окружающим миром. Одним из методов воспитания первоначальных навыков поведения в мире дорожного движения является ознакомление с правилами дорожного движения в разнообразии игровых форм.
Чтобы детям было интересно знакомство с культурой поведения на дороге педагогу надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, целесообразно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир дорожной азбуки и правил.
Начиная работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, педагог должен, прежде всего, сам хорошо с ним знаком. Он должен продумывать, о чем рассказывать детям, выделять доступные детскому пониманию предметы, понятия.
Педагог должен научить детей понимать правила дорожных ситуаций,иметь представления о видах транспорта и его назначении, понимать и читать дорожные знаки.
По данной проблеме изданы учебники, методическая литература: Т. Ф. Саулина "Три сигнала светофора", Е. Я. Хабибулина "Дорожная азбука ", Ф. С. Майорова "Изучаем дорожную азбуку". Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Работа по обучению детей ПДД должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания по правилам дорожного движения, ощутить себя частью дорожного мира.
4 .Актуальность и перспектива опыта.
В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма. С каждым годом растет и хорошеет наше село. Много в нем широких, красивых улиц, дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Важно еще то, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.
5. Новизна опыта.
- формирование знаний у детей знаний о ПДД посредством разных видов игр и игровых ситуаций, создание проблемных ситуаций;
- знакомство с историей транспорта и создания светофора;
- развитие зрительного внимания, памяти, мышления; понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир;
- воспитание грамотного пешехода и ответственного гражданина;
- сотрудничество с инспекторами ГИБДД;
- познавательно - речевое развитие детей (составление описательных рассказов, наблюдения на экскурсиях (рассматривание картин и иллюстраций).
6. Адресная направленность.
Опыт может быть использован педагогами ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с 2 до 7 лет.
Назначение опыта - помочь педагогам системно, доступно и эмоционально донести до детей знания о ПДД.
7. Трудоемкость опыта.
Опыт требует от педагога:
- постоянного совершенствования своего мастерства;
- изучение новинок методической литературы, учебно-методических пособий, программ;
- умения создать оптимальные условия для формирования у детей основ знаний о культуре поведения на дороге в условиях ДОУ;
- умение сделать творческий режим работы обычным состоянием педагогов.
8. Технология опыта.
Определив тему опыта, его основную идею, я наметили следующие задачи:
1. Создание условий для сознательного изучения ПДД через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной).
2. Повышение устойчивого интереса к занятиям по ПДД.
3. Закрепление знаний у детей по дорожной тематике, формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.
4. Развивать творческие способности детей, внимание, познавательный интерес, творческую активность.
Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с ПДД я начала с изучения методической литературы, программ, подбора материала. Далее разработала тематический план занятий по возрастам, наметила блоки занятий по различным направлениям правил дорожного мира, подготовила учебно-методические пособия к занятиям, образцы работ, дидактические игры, оборудовала уголок дорожного движения, оформила консультации и рекомендации для родителей, был подобран литературный материал: художественные произведения разных жанров по ПДД - рассказы, стихи, сказки для детей.
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
В младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
• набор транспортных средств;
• иллюстрации с изображением транспортных средств;
• кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
• атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
• дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
• простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
Со средней группы знакомила детей с правилами перехода дороги, учила понимать термины «перекресток» и «проезжая часть», в чем их отличие, задавала вопросы во время прогулок, разучивала стихотворения. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно добавила:макет светофора; дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»; макет улицы с пешеходным переходом.
Беседуя с детьми в старшей группе, я выяснила, что у большинства нет устойчивых знаний об элементарных правилах дорожного движения. Оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Работа приобрела целенаправленность.
Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге»,«железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».
Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает где надо переходить.
Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы.
В старшей группе большое внимание уделяла знакомству с работой регулировщика. Объясняла, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. В игровой форме знакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт», для обучающих бесед и практических занятий с детьми приглашали инспектора ГИБДД.
Знания по правилам дорожного движения дети получают в непосредственно образовательной деятельности. Занятия провожу один раз в месяц, еженедельно подкрепляя полученные знания играми, целевыми прогулками и занятиями по рисованию, конструированию, лепке, аппликации. В основном это занятия группового характера.
Подбор иллюстраций, игровых пособий делает мои занятия разнообразными и интересными.
В образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим провожу беседы. Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываю, как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняю правила пользования городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить трамвай, автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учу детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности. Провожу беседы о сотрудниках ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.
Наблюдение за детьми показало, что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время продуктивной деятельности в работе с конструктором и строительным материалом дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется,собирается картотека «опасных ситуаций. Дети знакомятся с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где нет - по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу движению транспорта).
Переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого.
В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими.
Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми, предупредительными, не создавать помех движению.
Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика.
Ожидать автобус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там где их нет - на тротуаре (обочине дороги).
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Волшебная страна Светофория», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов; принимали участие в проведении акции «Дорога и дети»,где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, я уделяю внимание знакомству с трудом водителей машин и автобусов. Объясняю, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
Здоровьесберегающая функция - основная задача педагогов ДОУ. На своих занятиях я использую физминутки, гимнастику для глаз, минуты релаксации.
Большая работа ведется с родителями:
---информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;
—родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД ;
—семинары-практикумы, на которых родители знакомятся с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров) .
—деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.) .
— «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
—совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я — пешеходная семья» "Незнайка в городе дорожных наук").
С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки.
Участок детского сада оборудован выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.) . На территории имеется небольшая автоплощадка – игровая площадка, на которой «проезжая часть», разметка – разделительная полоса, пешеходный переход – «зебра», пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов) на занятиях, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения.
Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали путь из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В уголок для родителей был подобран необходимый литературный материал по дорожному движению.
9. Результативность опыта.
Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте.
Дети стали более инициативны в процессе занятий, проявляли свое творчество, повысилась речевая активность на занятиях.
Проведенная работа с детьми и родителями по ознакомлению с ПДД является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и ребят