Приложение МААМ

Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников (6 фото)

Елена Прокопец
Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем дошкольном учреждении в детском саду «Здоровый ребёнок» почти уже пятнадцать лет успешно используется уникальная методика по преодолению заикания, которая берет свои истоки в авторской методике групповой логопсихотерапии, разработанной доктором психологических наук Ю. Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой психотерапии доктора К. М. Дубровского. В настоящее время методика развивается под руководством доктора психологических наук Н. Л. Карповой в направлении семейной групповой логопсихотерапии для подростков и взрослых, страдающих заиканием [2]. В результате длительной работы «взрослая» методика успешно прошла адаптацию применительно к дошкольному возрасту, а с 2002 года благодаря инициативе директора нашего учреждения Т. А. Соловьёвой была открыта группа социальной реабилитации для заикающихся дошкольников. Теперь педагогический коллектив детского сада имеет возможность работать творчески, а дети, страдающие заиканием, – полноценно жить и расти здоровыми.

Публикация «Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников» размещена в разделах

Наша группа «Звёздочка» – единственная в городе и в области, где комплексно решаются проблемы социальной реабилитации ребёнка и его семьи, связанные с преодолением заикания. В ней работают специалисты-профессионалы (учитель-логопед А. С. Полякова, педагог-психолог А. Ю. Кругликова, воспитатели Е. В. Прокопец, Ю. В. Контарева, младший воспитатель Т. В. Черчесова и другие специалисты ДОУ) в тесной взаимосвязи с семьями детей-дошкольников от 3 до 7 лет. Все педагоги дошкольной группы прошли обучение во взрослых группах, работающих в Москве, Таганроге, глубоко погрузившись в проблемы заикающихся людей, и поняв, с чем сталкиваются взрослые заикающиеся, и что ждёт в будущем малышей, если им вовремя не помочь.

Ребенок и его семья – в центре внимания педагогов, потому что проблема заикания возникает в семье, а в развитии данного нарушения важную роль играет отношение родителей к ребенку и его заиканию. С такими сложными диагнозами как логоневроз (невротическая форма заикания) общее недоразвитие речи и др. родителям трудно справиться самим. Они бывают у врачей, у психологов, но не всегда отчетливо и понимают, насколько это всё важно и серьёзно, насколько велика именно их помощь в преодолении заикания у детей. Мы видим, что родители и другие члены семьи нуждаются в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении. Осознавая это, родители хорошо идут на контакт.

В программе «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада» Н. В. Глуховой (Н. В. Зиздо) работа с родителями имеет важное значение в педагогическом процессе группы и прописана отдельным блоком [1]. Есть также блок совместной работы детей и родителей. Поэтому в условиях нашей группы весь режим, вся система занятий и подхода к ребёнку пронизаны стремлением не только выработать навыки правильной речи и поведения, развить его творческие, умственные способности, но и прочно закрепить их.

Несмотря на большие возможности воздействия педагогов на речь и личность заикающегося ребёнка, хочется отметить, что автоматизация приобретённых речевых навыков не всегда удаётся в рамках пребывания ребёнка в детском саду. Ведущие специалисты-логопеды указывают на необходимость закрепления всех приобретённых знаний и умений в домашних условиях [3]. В обстановке, в которой ребёнок привык находиться, это закрепление может проходить легко и естественно, но, как показывает опыт нашей работы, родители часто не знают и не умеют как помогать своим детям в случае запинок, как создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребёнка, как стимулировать его активность, развивать нужные личностные качества. Из-за этого после выпуска из детского сада в школу ребенок может утрачивать все приобретённые навыки. Поэтому мы ищем такие формы работы с родителями, в результате которых они учатся создавать в семье оптимальные условия для автоматизации речевых навыков и воспитания творческой личности ребёнка. Работа с семьей (профилактика, просвещение, обучение, педагогическое и психологическое консультирование) является центром всего комплекса социально-педагогической деятельности в группе с детьми.

Эта работа включает в себя различные традиционные виды деятельности: родительские собрания, групповые беседы, индивидуальные и групповые логопедические и психологические консультации [4]. Но также мы используем такие формы работы, которые предполагают активное сотрудничество детей и родителей, а также педагогов группы : совместное изготовление семейных газет, изготовление атрибутов к сказкам, проведение совместных тематических занятий с детьми и родителями, подготовка к праздникам и активное участие в них самих родителей в разных ролях. Праздников в нашей группе проходит много. И не один не повторяется: «Город Детства», «Детский сад зажигает звёзды», «Семейная спортивная олимпиада», «Цирк», «Праздник любимой игрушки», «Главное чудо света – это Я», «Хвала картошке», «Праздник нескучных волшебников», «Наши руки не для скуки» и др. Очень часто праздники заканчиваются чаепитием, где происходит сближение и улучшение взаимоотношений не только между родителями и ребёнком, но и между всеми участниками педагогического процесса – детьми группы, их родителями, воспитателями, младшим воспитателем, педагогами-специалистами.

В группе сложилось много традиций – проведение дней рождения детей на дому, совместные с родителями походы в парки города, игры-соревнования на воздухе, сочетающие активную физическую и творческую деятельность, посещение разнообразных городских выставок и участие в них с завоеванием призовых мест. Одна из важных и добрых традиций – встречи с детьми-выпускниками групп и их родителями – нашими «стариками». Каждый год в начале осени мы проводим такой вечер встреч, где собирается множество участников – детей, мам, пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер из прошлых групп, чтобы помочь советом и поддержкой вновь прибывшим в нашу группу детям и родителям. Так завязывается дружба между молодыми и «стариками».

Одной из основных частей методики является знакомство со сказкой, глубокое её проживание (метод сказкотерапии, где дети и родители не только слушатели, но и активные её участники. И малыши, и взрослые на совместных занятиях и праздниках перевоплощаются в любимых героев – Мальвину, Царевича Елисея, Буратино, Знайку и др. ; становятся похожими на них, говорят «волшебным» голосом, стараются передать их характер и лучшие качества. В период знакомства со сказкой родители вместе с детьми придумывают сценарии, изготавливают образы героев сказок (из пластиковых бутылок, коробок, бумаги, ткани, фантиков и др., создают вместе книжки-малышки, пишут свои собственные сказки, которые потом читают все семьи. У нас уже собрана своя довольно обширная библиотека из книг замечательных «звёздных» авторов.

Вместе с детьми и родителями мы осуществляем большое количество образовательных проектов, цель которых – социально-личностное развитие наших воспитанников. Среди них: «Патриотическое воспитание в семье», «Мыльные пузыри – забава и наука», «Наш космодром», «Корней Чуковский – детям», «Волшебные ладошки», «Семейные традиции», «Мои путешествия», «Когда я был маленьким», «Герои в моей семье» и др. При этом используем компьютерные технологии. С помощью медиа-техники осуществляем просмотр видеопрезентаций на родительских собраниях.

Следует отметить, что в нашей группе есть дети разного возраста. Естественно, и родители наших детей – и молодые, и более зрелые, опытные. Но независимо от возраста, учитывая индивидуальные возможности и способности, каждому нашему участнику мы стараемся создать ситуацию успешности, в которой и маленькие, и большие могут проявить себя достойно. Оказывается, что папы до сих пор с удовольствием играют в машинки, мамы – в куклы, а вместе так интересно пускать мыльные пузыри! На совместных занятиях детей и родителей мы танцуем, сочиняем стихи, поем песни, причем не только композиторские, но и свои собственные. У нас есть своя групповая «Звездная песня».

На совместных занятиях по изобразительной деятельности нет предела совершенству – дети и родители имеют возможность соприкоснуться с разными видами искусства: рисованием не только красками, кистью, карандашами, фломастерами, но и свечей, углем, пластилином, песком, глиной. В гости на совместные занятия родителей с детьми приходит любимая всеми игрушечная звездочка – веселая, радостная и любознательная фантазерка. От встречи с ней загораются глаза не только у ребят, но и у мам и пап. Каждый раз открываем таланты и в детях, и во взрослых. А многие детско-родительские работы потом принимают участие в городских конкурсах. Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной с семьей работы. Наша социально-педагогическая деятельность в группе, для нас не просто работа, это часть нашей жизни. Наши мужья и дети с удовольствием участвуют в этом общем процессе, также проявляя творчество и искренний интерес.

Есть время и для серьезной просветительской работы. Логопедом, психологом, воспитателями ежемесячно проводятся психотерапевтические беседы на различные темы («Заикание», «Наше отношение к ребенку и его нарушению», «Общение детей и родителей», «Детские страхи» и пр.). Регулярно проводятся занятия по обучению родителей правилам речи, дыхательной гимнастике А. Стрельниковой, пальчиковой и артикуляционной гимнастикам. Знакомим с логопедическими и педагогическими приемами по развитию речи детей и преодолению запинок, их родители и родственники применяют дома. Осознав собственную роль в преодолении заикания у ребенка, родители охотно учатся исправлять замеченные недостатки в его речи, подключают к этому всех своих близких. Мы советуем родителям не давить на ребенка, не стыдиться его речи, а воспринимать его как личность, гордиться каждым его достижением, каждым маленьким успехом.

Одним из вариантов текущей работы с родителями является информационный стенд «Для вас, родители», где помещаются все необходимые материалы: психолого-педагогические и логопедические рекомендации, тематические папки-передвижки, памятки, информация о предстоящих и прошедших событиях. Если родитель стесняется о чем-то спросить, то он обязательно заглянет в «родительский уголок» и там найдет ответ. Там же помещаем благодарность родителям за помощь группе, детям, за активное участие в совместной работе.

В заключение стоит отметить, что исходя из десятилетнего опыта, можно утверждать, что работа с родителями в процессе пребывания их детей в группе «Звездочка» детского сада «Здоровый ребенок» научно обоснована, достаточно эффективна, а ее результаты очевидны. Наша ориентированность на сотрудничество с семьей как частичкой большого социума способствует тому, что сложная психоречевая проблема заикания успешно преодолевается за счет наших общих усилий. Более 70% детей уходят из группы в школу, умея полноценно общаться не только с родителями и сверстниками, но и в условиях публичных выступлений – перед большой, даже мало знакомой аудиторией. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта и используемой нами методики.

Литература

1. Глухова Н. В. Программа «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада». Таганрог, 2005.

2. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М. : Флинта, 2003.

3. Чевелева Н. А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. Москва, 2001.

4. Черкасова М. А. Организация взаимодействия с семьей ребенка-инвалида // Материалы научно-практической конференции «Механизмы реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях», 2010. С. 198-207.

Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников
Некрасовой на основе метода эмоционально стрессовой психотерапии доктора К В настоящее время методика развивается под руководством доктора психологических наук Н Карповой в направлении семейной групповой логопсихотерапии для подростков и взрослых страдающих заиканием В результате длительной работы взрослая методика успешно прошла адаптацию применительно к дошкольному возрасту а с года благодаря инициативе директора нашего учреждения Т Соловьёвой была открыта группа социальной реабилитации для
Публикации по теме:

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Комплекс БОС-здоровье, как средство социальной реабилитации В СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района Санкт-Петербурга» (далее Центр) успешно применяется техника здорового дыхания при проведении социальной.

Комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет «Я иду к своей звезде» Совместно со специалистами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: социальными педагогами, педагогами-психологами, воспитателями.

Обобщенный опыт работы воспитателя «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности» Тема опыта:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности детей младшего дошкольного.

Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Экономическое воспитание дошкольников» Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Детский сад №16» города Саранска Сухановой Елены Николаевны Тема: «Воспитание дошкольников экономики.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Опыт работы воспитателя «Использование ИКТ в работе на группе компенсирующей направленности» Выступление на педагогическом совете из личного опыта работы воспитателя Прокопьевой О. С. ,на тему «Использование ИКТ в работе с детьми.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников Общение представляет собой «процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к.

Сценарий 10-летия центра социальной реабилитации детей-инвалидов 1. Гости рассаживаются 2. Начало концертной программы Сазонов Влад Есть на свете теремок, Он не низок, не высок, Он не долог, широк – С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 16:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прокопец (УИ 366098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД