Татьяна Назаренко
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.
▼ Скачать + Заказать документы
Назаренко Татьяна Владимировна МДОУ "Детский сад №14 комбинированного вида" город Шуя Ивановская область
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему. пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,. но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Я работаю в группе компенсирующего назначения, которую посещают дети с различными нарушениями речи (ФФНР, ОНР, НРСХ). У наших детей недостаточный словарный запас, они не умеют согласовывать слова в предложении, нарушено звукопроизношение, они не умеют построить сюжетный и описательный рассказ. По данным исследований, объем зрительной памяти и возможности логического запоминания у детей с нарушениями речи, почти не отличаются от нормы, но снижена слуховая память, продуктивность запоминания, поэтому становится актуальным использование творческих методик, таких как мнемотехника. слайд
Публикация «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу всех определений связанных с запоминанием.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, путем образования дополнительных ассоциаций и, конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники :
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Пересмотрев множество литературы, изучив опыт работы Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьевой, О. А. Воронкевич, я выбрала метод мнемотехники, как эффективный материал в развитии речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Я брала за основу уже готовые модели и мнемотаблицы, потом я стала изменять и совершенствовать их,составлять совместно с детьми. Мнемотехнические приемы в своей работе используют все педагоги, просто не акцентируют на этом внимание. Например, в дидактической игре «Домашние и дикие животные»,для обозначения домашних животных используется картинка – дом, а для обозначения диких – лес. Слайд
В пособии Л. Г. Петерсон по формированию элементарных математических представлений также встречаются мнемоприемы, когда символами обозначаем цвет, форму, размер. Слайд Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисованасоответствующая картинка, это также один из приемов мнемотехники.
Работа по мнемотехнике строится от простого - к сложному. В младшем и среднем возрасте используют мнемоквадраты и мнемодорожки, а мнемотаблицы начинают использовать в старшем возрасте. Мнемотаблица- это графическое, или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, она может содержать также картинки, буквы, цифры. Самое главное – передать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы использования мнемотаблиц :
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т. е. происходит процесс запоминания.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я использую мнемотаблицы для :
--обогащения словарного запаса (игра «Снежная куча»- схематическое изображение однокоренных слов); слайд
--при загадывании загадок и заучивании стихов; (Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихов, они способствуют развитию у детей слуховой памяти, процесс заучивания стихов становится более осмысленным и интересным. слайд
Этапы работы над стихотворением:
• выразительное чтение стихотворения;
• выделить в каждой строке главное ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;
• чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу;
• дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. слайд
--при обучении составлению описательных рассказов (мнемотаблицы для составления рассказов по разным темам: «Животные», «Овощи, фрукты», «Птицы», «Профессии» и др.);слайд
--при пересказах художественной литературы (пересказ сказок по мнемотаблицам, использование опорных символов увлекает детей);слайд
--при знакомстве с цифрами, буквами.
Следовательно, актуальность мнемотехники при работе с дошкольниками состоит в том, что:
-- во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, использование мнемотехники вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
--во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы.» ;
--в-третьих, применяя символическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
слайд