Папки-передвижки

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.

Татьяна Назаренко
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.
▼ Скачать + Заказать документы

Назаренко Татьяна Владимировна МДОУ "Детский сад №14 комбинированного вида" город Шуя Ивановская область

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему. пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,. но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К. Д. Ушинский

Я работаю в группе компенсирующего назначения, которую посещают дети с различными нарушениями речи (ФФНР, ОНР, НРСХ). У наших детей недостаточный словарный запас, они не умеют согласовывать слова в предложении, нарушено звукопроизношение, они не умеют построить сюжетный и описательный рассказ. По данным исследований, объем зрительной памяти и возможности логического запоминания у детей с нарушениями речи, почти не отличаются от нормы, но снижена слуховая память, продуктивность запоминания, поэтому становится актуальным использование творческих методик, таких как мнемотехника. слайд

Публикация «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения,» размещена в разделах

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу всех определений связанных с запоминанием.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, путем образования дополнительных ассоциаций и, конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники :

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Пересмотрев множество литературы, изучив опыт работы Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьевой, О. А. Воронкевич, я выбрала метод мнемотехники, как эффективный материал в развитии речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Я брала за основу уже готовые модели и мнемотаблицы, потом я стала изменять и совершенствовать их,составлять совместно с детьми. Мнемотехнические приемы в своей работе используют все педагоги, просто не акцентируют на этом внимание. Например, в дидактической игре «Домашние и дикие животные»,для обозначения домашних животных используется картинка – дом, а для обозначения диких – лес. Слайд

В пособии Л. Г. Петерсон по формированию элементарных математических представлений также встречаются мнемоприемы, когда символами обозначаем цвет, форму, размер. Слайд Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисованасоответствующая картинка, это также один из приемов мнемотехники.

Работа по мнемотехнике строится от простого - к сложному. В младшем и среднем возрасте используют мнемоквадраты и мнемодорожки, а мнемотаблицы начинают использовать в старшем возрасте. Мнемотаблица- это графическое, или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, она может содержать также картинки, буквы, цифры. Самое главное – передать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц :

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т. е. происходит процесс запоминания.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я использую мнемотаблицы для :

--обогащения словарного запаса (игра «Снежная куча»- схематическое изображение однокоренных слов); слайд

--при загадывании загадок и заучивании стихов; (Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихов, они способствуют развитию у детей слуховой памяти, процесс заучивания стихов становится более осмысленным и интересным. слайд

Этапы работы над стихотворением:

• выразительное чтение стихотворения;

• выделить в каждой строке главное ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;

• чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу;

• дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. слайд

--при обучении составлению описательных рассказов (мнемотаблицы для составления рассказов по разным темам: «Животные», «Овощи, фрукты», «Птицы», «Профессии» и др.);слайд

--при пересказах художественной литературы (пересказ сказок по мнемотаблицам, использование опорных символов увлекает детей);слайд

--при знакомстве с цифрами, буквами.

Следовательно, актуальность мнемотехники при работе с дошкольниками состоит в том, что:

-- во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, использование мнемотехники вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

--во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы.» ;

--в-третьих, применяя символическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

слайд

Публикации по теме:

Мнемотехника как средство развития связной речи детей Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Передать опыт, накопленный человечеством,.

Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» Сообщение для педагогов Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Моделирование как метод в развитии связной монологической речи детей 5–6 лет Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.

Здоровьесберегающая технология «Сказкотерапия как средство развития связной речи детей 5–7 лет с ОНР» слайд 1 «Сказкотерапия, как средство развития связной речи детей 5-7 лет с ОНР».В условиях ФГОС проблема развития речи продолжает волновать.

Рабочая программа на тему «Дидактические игры как средство развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 09:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Назаренко (УИ 745429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД