МААМ-картинки

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи

Ольга Мацнева
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, связной речи, тем свободнее ребёнок будет ими пользоваться в дальнейшем.

Публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, нарушение слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи и постепенной активизации нарушенных функций. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.

Традиционно работа по развитию связной речи детей ведё тся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

При знакомстве детей с мнемотаблицей особое внимание уделяется приёму, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти у детей, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клетке, и развитию мелкой моторики, так как необходимо схематично изобразить его. На начальных этапах работы на доске, дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут придумать и составлять таблицы. Это позволяет детям быстрее освоить технологию работы с мнемотаблицами.

На логопедических занятиях дети учатся не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Учитель-логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделённых на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ – описание о любом предмете. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также чем его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.

При описании домашнего животного с детьми была составлена следующая мнемотаблица.

Похожие мнемотаблицы можно составить как о любом другом животном, а также при описании игрушек и других предметов.

Также на занятиях учитель-логопед использует готовые мнемотаблицы по разным лексическим темам, автора Ткаченко Т. А.

На начальных этапах обучения пересказу (на примере сказки «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок») рекомендуется использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации можно заменить условными символами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. При пересказе сказки детьми с опорой на символы на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей символы нумеруются по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицей цифровые зарисовки были убраны.

На более поздних этапах задание усложнялось. Детям самим предлагалось придумать окончание сказки. Причём соблюдая жанровые особенности сказки. Представила детям готовую мнемотаблицу к сказке, но последние две ячейки были пустые. Задача детей состояла в том, чтобы придумать своё окончание сказки, зашифровать в рисунке-символе, а затем рассказать её.

При заучивании стихотворения применяется метод рисования, т. е. «кодирование» стихотворения.

Стоит в поле на пригорке теремок

Он ни низок, ни высок,

Кто-кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

В мнемотаблице схематически возможно изображение как персонажей сказки, так и явления природы. Через сказку логопед знакомит детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, которые несут в себе обучающую информацию.

При составлении рассказов – описаний о временах года на занятии используются как мнемодорожки, н-р

(Весной появляется свежая зелёная травка, распускаются зелёные листочки)

(Весной солнышко светит ярко, распускаются первые весенние цветы,

так и мнемотаблицы

Весной солнышко светит ярко, травка зеленеет, на деревьях распускаются листочки,над цветами пархают бабочки.

В работе с мнемотаблицей рекомендуется вводить цветовые буквенные обозначения времё н года: осень-буква ”О”, зима-буква ”З”, весна-буква ”В”, лето-буква ”Л”. При этом устанавливаются следующие условные обозначения природных явлений: -дождь, -снег, -тучи, -птицы. Их же дети используют в уголках природы при обозначении погоды. Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу о времени года и рассказ о нем.

Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию и воспроизведении информации - букву «В», что символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года. Аналогичные таблицы можно составить и о других временах года.

Приёмы мнемотехники я использую при обучении связной речи дошкольников в течение всего учебного года.

Результаты работы показывают, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала, введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Анализ рассказов выявляет, что использование символической аналогии при пересказе рассказа или сказки, составлении рассказов по картинке или творческих рассказов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит : «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Колобок» п. Тюменский Воспитатель: Нагучева О. М. Доклад.

Формирование словаря и связной монологической речи у учащихся с сочетанными нарушениями посредством рисунков-символов Говоря об актуальности данной темы, необходимо сказать о том, что образная, с дополнениями и описаниями речь для детей с сочетанными нарушениями.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей Мнемотехника как способ развития связной речи у детей (из личного опыта учителя-логопеда Ефимовой А. С.) Ни для кого не секрет, что в настоящее.

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Демкина Татьяна Александровна Ермакова Жанна Васильевна МБУ д/с № 16.

План самообразования по теме «Мнемотехника — эффективное средство развития связной речи дошкольников» Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников» № Срок выполнения содержание 1 В течении года Октябрь 2015.

Повышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речиПовышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речи Александрова Оксана Викторовна Учитель-логопед 1квалификационной категории МБДОУ №375 г. Челябинска Данная статья посвящается одной из.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «МНЕМОТЕХНИКА В.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 08:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД