Людмила Колпакова
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи.
Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих в группу для детей с общим недоразвитием речи, следующие:
-ограниченный словарный запас,
-грамматически неправильное построение фразы,
-фонетико-фонематическое несовершенство,
-имеют нарушения внимания,
-нарушения словесно-логического мышления.
Основа для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний
-Упражнения на составление высказываний по демонстрируемым действиям,
Публикация «Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
-речевые игры,
-лексико-грамматические упражнения
-созданные специальные игровые ситуации
Виды речевой деятельности
-упражнения в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (пирамидок разного цвета, но одинаковой формы и величины)
-сравниваются предметы относящихся к одной типологической группе (овощи, фрукты)
-сравнение предметов разных групп (помидор, арбуз)
-составление рассказов по графической схеме, как обобщение знаний полученных ребёнком на ту или иную лексическую тему
Используемые методические разработки:Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи». Москва Издательство Гном и Д 2005г,
В. П. Глухов «Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» Москва. «Аркти»-2004г,
В. В Коноваленко и С. В Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Человек» и т. д.
Подготовительная работа с детьми по развитию монологической речи
Цель : достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутого высказывания.
-формирование лексического и грамматического базиса связной речи,
-развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры,
-развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Подготовительные упражнения для детей 4-5 лет
-Упражнения на составление высказываний по демонстрируемым действиям,
-речевые игры,
-лексико-грамматические упражнения
-созданные специальные игровые ситуации.
Основа для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний.
-дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям,
-усваивают род языковых (лексических и синтаксических) средств построения речевых высказываний,
-у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям.
Занятия по обучению различным видам рассказывания, творческие задания
Виды работы:
описание предмета по памяти,
по собственному рисунку,
включение описаний в игровые ситуации,
игры-инсценировки,
упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения,
восстановление деформированного текста с последующим его пересказом,
составление творческих пересказов- с заменой действующих лиц, места действия, времени действия,
придумывание названий к картине,
упражнения в составлении предложений по данному слову,
игры- инсценировки с использованием пантомимы,
восстановление пропущенного звена при составлении рассказа.
Этапы работы по связной речи
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии предметных картин, а также сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины
Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Методические рекомендации при проведении обследования связной монологической речи, до начала специального обучения детей.
Обследование состояния связной монологической речи проводится при поступлении детей с ОНР (третий уровень речевого развития) в логопедическую группу.
Для каждого ребёнка составляется речевой «профиль», в который вносятся результаты проводимого обследования. Такой профиль наглядно показывает, в каких видах развёрнутых высказываний у ребёнка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы. «Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях.