Лучший педагог года

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Анастасия Шмоткина
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье указано то, что какие возникают трудности у дошкольников с ОНР при формировании контекстной речи и причины которые этому поспособствовали.

Ключевые слова: ОНР, связная речь, контекстная речь.

Публикация «Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. Это обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического (1,2). Так как общие недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражательных комплексов вместо слов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи. Т. Б. Филичева указывает на то, что дошкольников с общим недоразвитием речи отличают : недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога (4).

Вышеперечисленные причины оказывают большое влияние на дальнейшее развитие речи. По свидетельству Н. С. Жуковой, у дошкольников наблюдается не полное понимание текста связанное с недостаточным словарным запасом. Дети не понимают отдельные слова, улавливают лишь общий смысл рассказа, вследствие этого многое из текста остается непонятным. Пересказ оказывается неточным, неполным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. Смысл рассказа понимается неполно из-за трудности осмысления причинно-следственных и временных связей.

Развернутые смысловые высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием последовательности изложения, четкости, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от сверстников с нормальной речью.

По мнению Р. И. Лалаевой, особенности в построении высказывания, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи, - результат трудностей в планировании и развитии речевого сообщения. Аналогичное высказывание речи свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее распространенный ее тип - последовательность сложных соподчиненных отношений пространственных, временных, качественных, причинно-следственных и т. д. (3).

Таким образом, самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания, а также владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме.

Поэтому на решения задач по формированию связной речи должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985

2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит Схемы для составления дошкольниками сравнительных и описательных рассказов. Санкт-Петербург, 1997.

3. Марьясова О. В. Развитие описательно-повествовательной речи подготовительной к школе группе. Москва, 1987.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 16 января 2016 в 13:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД