Лучший педагог года

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Татьяна Демкина
Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Демкина Татьяна Александровна

Ермакова Жанна Васильевна

МБУ д/с № 16 «Машенька»

Актуальность: У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, вследствие чего наблюдается недоразвитие связной речи, в том числе и монологической.

Публикация «Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.

Применения мнемотехники — использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.

Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Таким образом, проблема развития связной монологической речи у дошкольников рассматривается как важное направление в образовательной работе педагога. Обеспечение коррекционно-развивающей поддержки детей с проблемами в развитии связной монологической речи способствует успешному обучению их в школе.

Цель: Сформировать у детей, с помощью мнемотехники связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Гипотеза заключается в том, что работа по коррекции нарушения монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при использовании мнемотехники в качестве основного метода.

Задачи:

1. Развивать связную монологическую речь с помощью мнемотехники;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу);

3. Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

4. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Мнемотехника или мнемоника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

В работе с дошкольниками мнемотехнику можно использовать для решения следующих задач:

развитие связной и диалогической речи у детей;

развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

– обучение детей правильному звукопроизношению;

развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

развитие у детей мышления, внимания, воображения, памяти.

Основными элементами мнемотехники являются :

Мнемоквадраты;

Мнемодорожки;

Мнемотаблицы.

Занятия по данной технологии проводятся по принципу - от простого к сложному.

Этапы Мероприятия Механизмы Результат

Подготовительный:

1. Научить детей на слух узнавать образцы связной речи, отличать их от бессвязных образцов;

2. Сформировать у детей первоначальную ориентировку на признаки рассказа;

3. Научить длительному речевому высказыванию;

4. Развивать у детей мотивационную сторону связной речи.

1)сравнение рассказа и набора слов из него;

2)сравнение рассказа и бессвязного набора предложений;

3)сравнение рассказа и отдельного коммуникативно слабого предложения;

4)сравнение рассказа и его деформированного варианта;

5)сравнения рассказа и его некомплектного варианта;

6)сравнение двух нормированных рассказов, в которых об одном и том же предмете или событии рассказывается по-разному.

7)игры на восстановление порядка серии картинок;

8)игры эвристического характера, направленные на поиск недостающего элемента ситуации;

9)игры на развитие замысла;

10)ассоциативные игры;

11)игры в небылицы, направленные на адекватный выбор слов, словосочетаний,

предложений. геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения;

контрастные рамки и др.

Усвоили ряд языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.); адекватно передают в речи, изображённые на картинках простые действия.

Основной:

1. Научить детей рассказывать по законам смысловой связи предложений;

2. Научить детей разными средствами соединять предложения в рассказе;

3. Развивать у детей исследовательскую деятельность;

4. Научить осознавать те сенсорные каналы, опираясь на которые, ребенок находит признаки предмета. 1)рассказывание текста цепной структуры;

2)знакомство с правилами смысловой дружбы предложений в рассказе;

3)соединение предложений через словосочетание;

4)соединение предложений при помощи местоимений;

5)соединение с помощью местоименных наречий;

6)соединение через изменения одного и того же слова;

7)соединение предложений через текстовые синонимы;

8)рассматривание предмета;

9)составление сенсорно-графического плана;

10)словарная работа;

11)знакомство с правилами соединений предложений в описательном рассказе. модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

картинографию;

коллажи;

планы-схемы;

мнемотаблицы. Дети усвоили наиболее простые формы сочетания слов во фразе; умеют соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.

Итоговый:

1. Научить детей самостоятельно составлять рассказ с опорой

а) на готовый картинно-графический план;

а) на заголовок рассказа;

2. Научить детей применять правила при составлении рассказа.

1)составление рассказа по готовому картинно-графическому плану;

2)составление распространенных предложений с помощью прилагательных и наречий;

3)составление разных вариантов рассказа по одной и той же графической схеме;

4)составление описательного рассказа в условиях проблемной ситуации;

5)знакомство детей с понятием «Часть рассказа»; модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

картинографию;

коллажи;

планы-схемы;

мнемотаблицы. Дети самостоятельно составляют рассказы, рассказывают стихи, пересказывают тексты, применяют все правила при составлении рассказа.

Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.

В перспективе включение наглядных моделей в процесс обучения будет содействовать закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания, а так же позволят более целенаправленно развивать связную монологическую речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Список литературы.

1. Баряева, Л. Б. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития : Учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 144 с.

2. Бойко Е. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников : Рипол Классик, 2011, 256 с.

3. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом. / И. В. Вачков. – М. : Генезис, 2011. – 285 с.

4. Винарская Е. Н. Дизартрия. – М. : ACT Астрель, 2010. – 141с.

5. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 200 с.

6. Гербова, В. В. Коммуникация: развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 110 с.

7. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М. : В. Секачев, 2012.

8. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. М., 2013.

9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : ООО КНЦ, 2015, с. 176.

10. Лапеева Н. П. Цветные домики. Логопедическое учебно-игровое пособие. – М. : ООО КНЦ, 2016, с. 32.

11. Мартиненко Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. – М. : ООО КНЦ, 2016, с. 56.

12. Микляева Н. В., Родионова Ю. К., Антипова Ж. В., Давидович Л. Р., Дианова О. Н. Логопедия. Методика и технология развития речи дошкольников. Изд. Инфра – М. 2016, с. 313.

13. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. – Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2012.

14. Старинина В. Р. Грамотный дошкольник: таблицы для обучения грамоте дошкольников. – М. : ООО КНЦ, 2015.

15. Ткаченко Т. А. Комплексная система коррекции ОНР у дошкольников. – М. : ООО КНЦ, 2015.

16. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – режим доступа: минобрнауки. рф (дата обращения 12.10.2014).

17. Филичева, Чиркина, Туманова. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида: Просвещение, 2014.

Публикации по теме:

Мнемотехника как прием в обучении связной речи дошкольников с ОНР «Мнемотехника как прием в обучении связной речи дошкольников с ОНР» В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день.

Речевые логические задачи как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста Мною была рассмотрена актуальность данной темы и изучена научная, периодическая, методическая, педагогическая литература. Эта проблема волнует.

Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием различных.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Консультация для родителей «Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей 4–5 лет» Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

Методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников • При выборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, нравственную направленность сюжета, что бы воспитывать.

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольниковМнемотехника как средство развития связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет) Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и.

Виды связной монологической речи Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Опубликовано: 17 мая 2016 в 21:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД