Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет)

Наталья Лапшина
Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет)

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь –высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Исходя из вышесказанного, считаю выбранную мною тему актуальной. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом,взрослыми,могли правильно произносить слова,строить предложения, высказывать свои мысли. Поэтому выбрав эту тему,была поставлена цель: Научить детей выражать свои мысли,свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи, используя различные методы и формы работы.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

-Развивать монологическую форму речи;

-Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

-Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

-Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

-Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) .

- Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• анализ программно-методических материалов;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместным мероприятиям.

Изучив литературу по теме, и рассмотрев такие понятия как речь, виды связной речи, особенности и проблемы в развитии связной монологической речи у детей младшего школьного возраста я подобрала на мой взгляд самые эффективные методы и интересные для детей дошкольного возраста формы работы: -Дидактические игры;

-Театрализованная деятельность;

-Обучения этикету;

-Создания самодельной книги с детьми;

В начале года многие ребята могли произносить двух-трех сложные предложения. Диалогическая и монологическая речь многим детям была не доступна. Занятия и проводимые мероприятия дали положительную динамику в развитии связной речи детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, некоторые дети (Городенко Семен,Мозолев Ярослав, Быковская Маша, Цырендашиев Буянто) могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки. С огромным удовольствия дети принимали участие в инсценировании русских народных сказок: «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Коза-дереза».

Использование игр-драматизаций, привело к следующим результатам:

-Стал значительно повышаться интерес к рассказыванию сказок.

-Дети стали четче проговаривать свои роли, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

-Многих снята зажатость и скованность.

Посредством дидактических игр, мы активировали и обогащали словарный запас детей. С большим интересом дети играли в такие игры: «Кто лишний»- на знание знакомых сказок, «Кто как говорит»- на тренировку четкого произношения звуков, «Кого не стало»-на развитие внимание и памяти,«Измени голос»-учить подражать голосам героев,«Скажи словечко», «Назови ласково»-учить описывать своего героя.

Развитие речи через обучение детей этикету, шла следующим образом. Обыгрывались разнообразные ситуации диалогического общения, при обучении правилам разговора по телефону предлагались задания: «пригласи друга на день рождение», «узнать у бабушки как она себя чувствует» и т. д.

Также, предлагались упражнения, с целью развития умения отстаивать свое мнение, обосновывать свое утверждение: «объясни маме, почему ты нарушил договор с ней и не убрал игрушки на свое место», «договорись с дедушкой о прогулке в парк», «обсуди с папой, какой подарок вы можете сделать на день рождение маме и т. д.»

У детей вызвало большой интерес и гордость в изобретении самодельной книги «Мои первые впечатления от создания творческой работы». Ребята учились высказываться и делиться впечатлениями,что играет немаловажную роль в развитии монологической речи.

На протяжении всего года велась работа с родителями. Они совместно с детьми принимали участие в сборе фотоматериала о летнем отдыхе детей,изготавливали своими руками дидактические игры, вели записи детских рассказов, лучшие, из которых мы поместили в свою книгу.

Таким образом, сотрудничая с родителями, мы достигли следующих результатов по развитию монологической речи у детей:

Многие дети овладели умениями:

- выразительной речи;

передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать заученный стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию В 2014– 2015 учебном году я работала углубленно над темой «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучения рассказыванию».

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием различных.

Индивидуальный план на 2011–2016 уч. год «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь.

Консультация для воспитателей «Драматизация художественных произведений и развитие речи детей с нарушением зрения» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее Идет развитие духовного мира.

План работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию» Воспитатель Мингалиева Люция Караметдиновна Средняяя группа МБДОУ детский сад №35 Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет)
Опубликовано: 21 марта 2016 в 10:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...
Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии»
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации. Задачи:...
Конспект занятия в группе раннего возраста Конспект занятия в группе раннего возраста...
Программное содержание: Учить детей чётко проговаривать слова, познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, чистая, капает, льётся. Закрепить цвет...
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И. А. Сентябрь. Прогулка 1 Образовательная область – познавательное развитие....
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №86»,...