Ирина Гущина
Мнемотехника как средство развития связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Передать опыт, накопленный человечеством, можно не иначе, как с помощью языка. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Но речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития и т. д.
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи детей» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, было замечено, что у них отмечаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, отмечаются трудности при запоминании и Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Передать опыт, накопленный человечеством, можно не иначе, как с помощью языка. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Но речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития и т. д.
В работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, было замечено, что у них отмечаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. воспроизведении информации.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей позволил нам сделать вывод и выделить два основных фактора развития связной речи : наглядность и план высказывания.
Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами. Вывески, дорожные знаки, цветовое оформление специальных автомобилей – всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому было решено сделать упор в работе по развитию речи на наглядность. За основу было взято использование мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перешли к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, взяли за основу схемы Т. А. Ткаченко и сенсорно-графические схемы В. К. Воробьёвой, но изменяли и усовершенствовали их, адаптировали для детей, у которых нарушено зрение (например, для детей с диагнозом миопия, схемы были крупнее). Мы сделали подборку схем для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и другие. Работу осуществляли на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.
При работе с детьми использовали следующие приемы:
-педагог описывает предмет, ребенок раскладывает опорные картинки, составляет рассказ;
-ребенок самостоятельно раскладывает карточки плана и составляет рассказ;
-ребенку предлагается полоса бумаги, расчерченная на квадраты; с помощью трафарета он заполняет пустые ячейки символами и составляет рассказ.
Составлять опорные схемы можно в виде последовательного выставления карточек с изображением символов, а также в виде мнемотаблиц (блоков-квадратов, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, выступающих как средство мнемотехники.
Постепенно, овладевая умением составлять рассказ-описание с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
При произнесении текста с опорой на изображение ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, солнышко – желтое, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде.
Зрительная опора, в виде схемы, помогает дошкольнику удерживать в памяти план рассказа-описания, тем самым, сделать его более полным, точным и непрерывным.
Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.