МААМ-картинки

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых

Евгения Богданова
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть мелкой пальцевой моторики. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено.

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых» размещена в разделах

По статистике более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга.

Ведь не случайно, Аристотель заключал, что «Рука – это инструмент всех инструментов», «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

В своей работе я использую пальчиковые игры по методике раннего развития Екатерины и Сергея Железновых, авторы которой позиционируют ее как программу обучения детей музыке, направленную на различные сферы нейро-физической активности – моторику (как мелкую, так и крупную, эмоциональное восприятие и музыкальный слух, когнитивную и социальную сферы.

Екатерина и Сергей Железновы имеют музыкальное и педагогическое образование, данный симбиоз разных сфер деятельности позволил разработать основные принципы методики, исходя из имеющихся наработок. Ранее существующие направления и упражнения для музыкального развития детей, были критически переосмыслены Железновыми. Педагоги выявили, что подобные задания не позволяют достичь эффективного результата в связи с разрозненностью и неоднозначностью многих методик, недостаточной адаптированностью для детей дошкольного возраста. Железновы решили восполнить этот пробел, разработав свою программу раннего развития и систему авторских упражнений. Вот уже на протяжении четверти века методика Железновых пользуется популярностью у родителей и специалистов ДОУ. Следует отметить, что методика постоянно дорабатывается и совершенствуется, дополняется новыми упражнениями и композициями.

Фундаментальные принципы методики Железновых

Принцип первый – обучение детей должно проходить в игровой форме. Этот принцип соответствует нормам возрастного развития детей, поскольку ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно через игру ребенок познает структуру отношений между людьми и их связь с объектами внешнего мира. Необходимо сделать примечание – наиболее эффективной игра, как способ познания и развития, является в возрасте от 3 до 7 лет, у детей от 1 до 3 лет ведущая деятельность – манипуляционная. Методика Железновых предоставляет возможности для развития в каждом возрастном периоде. Принцип второй – обучение детей через двигательную активность, обучение не является статичным принятием данных. Принцип согласован с результатами исследований по изучению процессов запоминания – в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности, и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность. Другие принципы методики – важность участия взрослого и положительный настрой ребенка на обучение - являются общими для всех методик раннего развития.

При организации занятий по методике Железновых целесообразнее ориентироваться на возраст ребенка (см. принцип 1) и его индивидуальные характеристики – возбудимость, память и настроение. Методика включает множество упражнений и авторских музыкальных композиций, количество и уровень сложности которых должен варьировать в зависимости от способностей ребенка. Нельзя утомлять ребенка и проводить занятие, если он болен или устал.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

При развитии мелкой моторики рук ребенка педагог решает следующие задачи:

• стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.

• стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.

• подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

• способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.

• способствует развитию эмоциональной выразительности.

Группы и виды пальчиковых игр

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I. группа. Упражнения для кистей рук

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключатся с одного движения на другое.

II. группа. Упражнения для пальцев условно статические.

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III. группа. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Персонажи и образы пальчиковых игр Железновых – паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик – нравятся малышам с полутора – двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят ребенка к счету, другие – помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых ребенок ловит и гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить пальчиковые игры наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения пальчиковых игр :

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Таким образом, пальчиковые игры по методике Железновых действительно развивают речь, эмоциональные способности детей дошкольного возраста, способствует физическому развитию, формированию мелкой и крупной моторики. Комплексность данной методики заключается в интеграции обучения, игровой деятельности и физической активности.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных движений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Список литературы:

1. Е. Железнова. Паучок ходил по ветке…- М. : Изд-во «Карапуз», 2008.

2. Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (2 – 4 года).- М. : Изд-во «Карапуз», 2012.

3. Нартова И. Развиваем мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2015. - №4. – С. 83.

4. Шатлова С., Анонова С., Рябинина О. Играем пальчиками – развиваем речь // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5 – С. 72.

5.https://www.mamac.ru/interest/artikle?id=1010

6. https://www.solnet.ee/parents/p13_02.

7. https://lomonpansion.com/articles_2_3441

Приложение

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают на голове.

ЧАСЫ

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком.

Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

РАЗМИНКА

Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

МОИ ВЕЩИ

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю

Над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

Поочерёдно гладим одну руку другой.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста – предметный,.

Дидактические игры и задания для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание).

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1История темы педагогического опыта в педагогике. 1.2. Основные понятия, термины в описании.

Пальчиковые игры детей раннего развития. Для развития детей раннего возраста мы рассмотрим один из способов - Пальчиковые игры. Почему это Важно для детей и почему я заостряю на.

План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя».

Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Если справедлива пословица:.

Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста Тема моей работы по самообразованию: «Игры, способствующие развитию речи детей младшего дошкольного возраста». Данную тему я выбрала не.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 08:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Богданова (УИ 416427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД