МААМ-картинки

Анализ опыта работы воспитателя

Валентина Быстрова
Анализ опыта работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Радуга»

1. Общая информация

Фамилия, имя, отчество: Быстрова Валентина Викторовна

Должность: воспитатель логопедической группы

Дата рождения: 1 декабря 1957

Образование, ученая степень:

среднее профессиональное, вольское педагогическое училище № 1, г. Вольск, 1980г. (Диплом ГТ № 258671);

ГОУ ДПО Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013г. (удостоверение №___).

Публикация «Анализ опыта работы воспитателя» размещена в разделах

Приказом министерства образования Саратовской области от 29.12.2010 года № 3744 присвоена высшая квалификационная категория.

Профессиональная карьера (общий стаж работы : даты, места работы, должности)

Общий стаж работы – 37,7 лет; стаж педагогической работы – 30 лет.

Наличие наград, званий: Призёр районных конкурсов «За здоровьем в детский сад».

Участник регионального конкурса «Педагогический олимп».

Призёр областного конкурса лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Саратовской области, номинация «Высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование», г. Саратов, 2012г.

Призёр областного партийного конкурса «Лидеры дошкольного образования», номинация: «Лучший воспитатель детского сада», г. Саратов, 2013г.

Перечень реализуемых программ:

1. Общеобразовательная комплексаная программа: Примерная основная программа общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Парциальная программа, утверждё нная на региональном уровне: «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н. П. Смирновой.

3. Коррекционно – развивающие образовательные программы: «Подготовка речи к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под редакцией Т. Б. Филичивой, Г. В. Чиркиной; «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи для детей подготовительной к школе группы» составители Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.

Почему Я выбрала эту профессию?

Профессия воспитатель стара, как мир, это одна из благородных и нужных професий для людей во всём мире, поэтому я стала работать в детском саду.

Воспитание – это процесс, нетерпящий повторений, покоя и застоя, это процесс требующий постоянного поиска и совершенствования; и если не уважать ребёнка, не поощрять его дела, не выводить из курьёзных ситуаций, то «грош цена» моей профессии, ведь мы начинаем большой путь ребёнка в мир глубоких знаний, которые ответят им на все их вопросы. И так день за днём мы вместе идём по тропе знаний, по которой дети учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я, в свою очередь, беспрестанно учусь у них преданности, открытости и любви.

Что Я считаю своим высшим достижением в работе с детьми?

Высшим достижением в работе считаю умение найти общий язык с детьми и их родителями, любовь и доверие детей, воспитание в них личностей, легко адаптирующихся в социуме, имеющих своё собственное Я. И, когда ты видишь не только своих воспитанников, но и их родителей, широко и искренне встречающих тебя тёплой улыбкой, приходит понимание – ты вложил в развитие и воспитание этого ребёнка частичку себя и твоя профессия выбрана не зря.

Мои основные принципы работы с детьми?

Как сказал один восточный мудрец «самый главный принцип – это воспитание у детей здоровья, любви, мудрости и труда», я придерживаюсь этого мнения.

Принцип «нормативности» развития, учитывающий возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, и уникальный путь развития каждой личности;

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач - цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны учитывать эти три направления – исправление нарушений развития, предупреждение трудностей в развитии, обогащение и стимулирование содержания развития;

Принцип соответствия диагностики и коррекции — эффективная коррекция может осуществляться только на основе всестороннего и тщательного обследования, так же как и самые точные диагностические показатели будут недейственны без продуманной системы коррекционной работы;

Принцип комплексности методов коррекционного воздействия, который подтверждает эффективность педагогического процесса при использовании всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы;

Принцип активного привлечения близкого окружения ребенка к коррекционной работе – коррекционная работа с ребенком без сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением показывает либо недостаточный результат, либо становится попросту невозможной, и это требует от взрослых активных и осознанных действий;

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решить проблему нехватки детских садов в регионе?

Открытие семейных групп и групп кратковременного пребывания, а так же групп выходного дня.

Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с семьями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, в т. ч. дети с ограниченными возможностями.

Создание консультативных центров для родителей и детей, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения, в т. ч. дети с ограниченными возможностями.

Создание частных детских садов и их поддержка государством.

Выезд квалифицированных педагогов – воспитателей на дом для оказания необходимой практической помощи, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, в т. ч. детям с ограниченными возможностями.

Как я представляю идеальный детский сад будущего?

Детский сад – «Дом радости» - дом добра и света, внимания и ласки, где нет случайных и злобных натур, где учатся жить. Просторное, очень светлое здание, оснащённое по последнему слову дизайна и техники.

Необходимо, чтобы в каждом детском саду присутствовал бассейн, спортивный зал для укрепления здоровья детей; должны быть оборудованы сенсорная комната, экологическая комната, изостудия, компьютерный класс и т. д. для развития всесторонне развитой личности.

Квалифицированные кадры, являющиеся самодостаточными людьми, творчески подходящие к воспитанию и развитию детей.

3. Мой подход к работе с детьми

Я работаю воспитателем в логопедической группе, единственной в нашем районе, к нам приходят дети с нарушением речи. Этим детям необходимо создание комфортной, благоприятной, спокойной обстановки в детском саду и дома.

В возрасте 5 -7 лет происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. Осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения. Недостаточное развитие речевых средств, наблюдающихся у детей, обуславливает снижение уровня познавательной активности и эмоционально-волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к проявлению затруднений в овладении школьной программой и затруднений в общении в школе, в обществе.

В своей работе стараюсь формировать и развивать не только базисные личностные характеристики каждой личности (самостоятельность, инициативность, ответственность, произвольность, самооценка, но и такие как: социальная компетентность, самосознание, правосознание, формирование ценностного отношения к самому себе.

Используя интегративный подход к воспитанию и развитию детей с ОНР, я придерживаюсь основных вопросов, которые входят в профессиональную деятельность:

1. Диагностика уровня развития ребенка (ПМПК);

2. Составление на основе диагностических данных индивидуального маршрута ребенка;

3. Отслеживание динамики развития ребенка;

4. Взаимодействие со специалистами и родителями;

5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;

6. Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;

7. Соблюдение форм педагогического общения, которые имеют три цели:

1. Образовательную;

2. Воспитательную;

3. Коррекционно-развивающую.

Создание условий, способствующих эффективности воспитательно-образовательного процесса

Система логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с развитием моторных функций, с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Но работая в традиционных направлениях, мы не всегда получаем положительный результат. Поэтому сталкиваясь с проблемами в обучении детей, нам приходится искать различные вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения нового материала, повышающие эффективность воспитательно-образовательного процесса, т. е. нетрадиционные методы и приёмы, которые проявляют у детей желание заниматься, т. к. оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые ранее им были недоступны, так проявляется динамика роста и развития детей. Одно из решений данной проблемы – воспитание и развитие у детей мотивации к различного рода мероприятиям непосредственно-образовательной деятельности. Воспитанию положительной мотивации способствует создание общей гармоничной атмосферы в группе. Это достигается совместными усилиями педагогов, родителей и детей. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театрализованная деятельность. В нашей логопедической группе много талантливых детей! Постановки сказок и разыгрывание небольших сценок на собраниях, совместных чаепитиях, в свободной деятельности стало для маленьких актёров привычным делом. Но и мы вместе с родителями не отстаём! Инсценируя для своих детей мотивационные сказки, мы стимулируют детей, подсказываем им, что нужно учиться чисто и правильно говорить, что является действительно действующим мотивом к преодолению нарушений речи. Да и родители ясней осознают проблему своего ребёнка, участвуя, таким образом, в воспитательно-образовательном процессе.

Умелое применение системы поощрений и привлечение детей к оценочной деятельности является ещё одним направлением развития эффективности педагогического процесса. Мы используем систему «звёздной радуги». За правильно выполненное задание ребёнок получает звёздочку определённого цвета. Звёздочки служат проводником, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду (сбор «радуги», которая последует в будущем. Для ребенка значение такого вида поощрения заключается в осознании ценности каждой звёздочки. Растянутый период «зарабатывания» награды поддерживает интерес ребёнка на протяжении нескольких занятий. Мы считаем, что система поощрения очень эффективна. Она удобна для нас и занимательна для ребенка. И, пользуясь ею, мы всегда учитываем: у ребёнка никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание «звёздочек» – это случайное дело, то есть только за правильно выполненное задание даётся «звёздочка», и поощрение получается искренним, заслуженным и серьёзным.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Работая с детьми с речевой патологией, следует отметить – у данной категории дошкольников часто страдает не только речь, но и оказываются в сильном напряжении все групп мышц. Для того чтобы снять это напряжение использую методику Железновых: под музыкальное сопровождение дети расслабляются с помощью жестовых и пальчиковых игр, этюдов: («Пугало», «Перчатки», «Лягушата» и т. д.) Подключение движений помогает наглядно демонстрировать сказанное, ритмизирует речь, делает её более громкой, чёткой и эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие и память. Таким образом, слово в сочетании с действием являются средством для усвоения детьми того или иного материала.

По характеру инновации, которые использую в своей работе, относятся к комбинаторным, то есть предполагают новое сочетание известных элементов, и модифицирующие, которые совершенствуют и дополняют существующие формы и образцы. Для внедрения данных технологий использую дидактические материалы и пособия (многофункциональные кубы) в развивающих играх, в процессе которых происходит интеллектуальное развитие детей. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка.

Повысить эффективность коррекционного обучения позволяет применение специализированных компьютерных технологий (УМК, учитывающих закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, в четырё х направлениях: «Физическое развитие», «Социально – личностное развитие», «Познавательно – речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Формы эффективного сотрудничества с родителями

Более эффективный результат в коррекционной работе достигается путём активного включения родителей в процесс обучения и развития, т. к. они имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения, полученные на занятиях, а мы, педагоги, со своей стороны стараемся руководить процессом передачи этих знаний и умений. Мы используем традиционные формы работы с родителями и ищем новые пути привлечения родителей к активному, заинтересованному участию в процессе коррекционного воздействия на ребёнка. В целом это может быть представлено следующими видами работ :

Групповые родительские собрания способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство "Группа – Семья" и установлению тесного контакта с семьями. На собраниях осуществляется обсуждение с родителями актуальных проблем речевого развития детей. Применение современных компьютерных технологий позволяет нам глубже и понятней донести до родителей суть той или иной проблемы.

На индивидуальных консультациях разъясняются причины речевого нарушения и методы его устранения, необходимость сотрудничества родителей с логопедом и воспитателями, уточняются анамнестические сведения, анкетные данные, определяются пути развития ребёнка.

Открытые занятия для родителей знакомят их со спецификой проведения логопедических занятий, на них мы демонстрируем приёмы коррекционной работы с ребёнком, указывая, на что следует обратить внимание дома. В итоге, совместно с родителями определяются «нижние» и «верхние» границы требований взрослых.

Семинары-практикумы учат родителей хорошо ориентироваться в проблемах своего малыша, помогают им глубже познакомиться с проблемами ребёнка, подкрепить теоретические знания практикой, данная форма работы помогает нам установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду.

Информационный стенд обновляется постоянно и содержит конкретные советы и рекомендации по развитию речи, привлекает внимание родителей к изучаемой лексической теме.

Используя тетради с заданиями на выходные дни, родители имеют возможность сориентироваться, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, ребёнок дома вместе с родителями пополняет словарь по теме, развивает мелкую моторику и т. д.

Готовясь к собранию, консультации или семинару мы, как правило, прорабатываем те вопросы, которые сами считаем более актуальными, исходя из проблем большинства детей. Но родители часто не имеют даже элементарных представлений о том, как должно протекать развитие речи в норме, и многие нарушения речи относят к возрастным особенностям развития детей, родители привыкают к речи своего ребёнка и часто не замечают в ней недочётов. Бывает, что взрослые боятся показать свою неосведомлённость в той или иной области и не задают интересующих вопросов. Для выявления уровня знаний родителей в вопросах речевого развития, мы проводим «вечера вопросов и ответов». Цель такого вечера состоит в создании условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства, расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагогов и родителей, расширение знаний в области логопедии. В приёмной группы стоит так называемый «почтовый ящик» «Спросите – мы ответим!». Родители могут задать любые интересующие их вопросы в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Родители с интересом слушают ответы на свои вопросы, и постепенно выступление специалиста перерастает в активную беседу с родителями. Диалог между специалистом и родителями, побуждает к обмену мнениями. Мы стараемся дать родителям максимально полезные сведения и вооружить их практическими рекомендациями. Дискуссии помогают нам увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некому общему знаменателю. Такая форма взаимодействия вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи, свободно высказывают свои претензии и т. д.

Мы живём в век активного развития информационных технологий, и интернет прочно входит в нашу жизнь. Создание информационных блогов становится эффективным методом донесения информации до родителей. Блог нашего детского сада (https://dsraduga16.ucoz.ru) ещё достаточно молод, но с каждым днём мы просматриваем увеличение активности его посетителей. Размещая различные статьи о жизни детей в группах, о проведённых и предстоящих мероприятиях, статьи консультационной направленности, мы получаем от его посетителей обратную связь. Родители пишут комментарии к статьям, на которые мы реагируем незамедлительно.

Таким образом, мероприятия, которые мы проводим с родителями в течение года, дают свои результаты. Родители становятся активными участниками процесса обучения, более грамотно включаются в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта и получают полную информацию об организации логопедической помощи детям, в условиях логопедической группы. После активного взаимодействия в основном все родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, о работе логопеда и воспитателей.

Результативность образовательного процесса

Эффективность своей работы по коррекции общего недоразвития речи у детей во многом определяется личностными качествами, воспитателя, логопеда, так и ребёнка. Для получения результатов нужно проявлять много терпения и упорства. Поиск и использование в повседневной работе новых, интересных, увлекательных для ребёнка форм преподнесения учебного материала приводит к положительному результату. При проведении диагностического обследования отмечается положительная динамика развития всех компонентов речевого развития.

Рис. 1 Показатели речевого развития детей логопедической группы за период 2011-2013 уч. год

Результат позволяет нам сделать вывод, что применение разнообразных форм работы с детьми, поиск новых путей взаимодействия с родителями, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат, и позволяет нам делиться с коллегами новыми идеями. Что мы и делаем, участвуя в семинарах городского и регионального уровня.

Воспитатель должен формировать у ребёнка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

И всё это нужно делать легко, непринуждённо, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Публикации по теме:

Информация об участнике областного финала «Воспитатель года»Информация об участнике областного финала «Воспитатель года» Информация об участнике областного финала. Муниципальное образовательное учреждение: МБДОУ Подгорненский детский сад №11 "Колокольчик" Ф. И. О. :.

Проект «Мини-музей оригами»Проект «Мини-музей оригами» МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №95» ПАСПОРТ, МИНИ-МУЗЕЯ «ОРИГАМИ» Воспитатели: Бороздина О. В. Каленик Ю. М. Г. Каменск – Уральский Сведения об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ опыта работы воспитателя
Опубликовано: 10 июня 2013 в 00:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ опыта работы воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Быстрова (УИ 111399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД