Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине

Елена Щедрова
Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР является важнейшей задачей коррекционно-воспитательной работы., т. к. - это умение чётко, последовательно излагать свои мысли.

Исследования учёных показали, что дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах: наглядность, моделирование плана высказывания.

Для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине, я предлагаю использовать следующие модели:

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

а) Модель "Птичка"

На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказав (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине

б) Модель "Круг"

Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. (Исследования Н. Смольниковой)

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.

а) Модель "Ладошка"

На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например. зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый.

Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель "Солнышко".

На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя. (автор - О. Ушакова)

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Публикации по теме:

Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.

Мини-программа «Введение в мир общения»Мини-программа «Введение в мир общения» Мини-программа «Введение в мир общения» Цель: Помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине
Опубликовано: 15 сентября 2011 в 11:09
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 ноября. День Марса на МААМ

1 ноября 1962 года с космодрома «Байконур» к «красной планете» устремился первый в истории человечества космический корабль – советская межпланетная автоматическая станция «Марс-1». Связь с ней удалось...

1 ноября. День лисы

Героине народных сказок, лисе-кумушке, лисе-голубушке, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка играми и занятиями на лисью тему.

Конспект занятия по рисованию в технике монотипия «Краски осени»
Конспект занятия по рисованию в технике монотипия на тему "Краски осени ". Подготовительная группа. Задачи: 1. Учить отражать в рисунке впечатления...
Фотоотчёт о мероприятии «Детям о коронавирусе»
Здравствуйт давно ничего не выкладывала на моём сайте из жизни моей группы. Сегодня решила поделиться с вами небольшим фото отчётом о проведённом мною...
Конспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего...
Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: дать представление детям о тесте, его применении...