Софья Новикова
Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей
умелости и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим.
В. А. Сухомлинский
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей 4-5 лет, связано с их активным участием и посильной помощи взрослым. Позитивные установки поддерживают у них жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих у ребенка возникают и закрепляются определенные правила поведения, развиваются социальные чувства, устанавливаются различные отношения с окружающими, что является началом формирования морального облика, характера человека.
Публикация «Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы» размещена в разделах
В настоящее время разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где предполагается усвоение норм ценностей принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; формирование готовности к совместной деятельности.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества необходимо начинать с 4-5 летнего возраста.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современный ребёнок 4-5 лет не такой, как его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, воспитательные модели в семье и детском саду. Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала познавательного развития происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению основанному на внимании к его индивидуальности.
В Концепции модернизации дошкольного образования подчёркивается первостепенность решения задач направленных на создание творческой атмосферы и условия для образовательной деятельности ДОУ. Целью дошкольного образования является непрерывное накопление ребёнком 4-5 лет, культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой со сверстниками и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных и трудовых).
Формирование у детей с 4-5 летнего возраста позитивных установок к труду и творчеству – это основа успешной самореализации на всех этапах жизни.
Актуальность обусловлена следующими проблемами : в соответствии с требованиями Закона об образовании Положения Концепции ФГОС, возникла необходимость в новых подходах в организации работы ДОУ и выявлены некоторые недостатки.
Недостатки в результатах.
Практика показывает, что дети средней возрастной группы 4-5 лет:
1) Не способны проявлять инициативу и самостоятельность в труде и творчестве.
2) Не учитываются интересы и чувства сверстников.
3) Не проявляют инициативу при самообслуживании (одевание, раздевание, складывании одежды, если рядом мамы, бабули, папы.
4) Не умеют самостоятельно находить для себя интересное занятие.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества требует:
-повышение самообразования воспитателя
-выстраивания эффективной системы взаимодействия с современными родителями.
Недостатки в основном процессе
.
Некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей через позитивные установки к труду и творчеству.
Трудовое и творческое развитие детей 4-5 лет возможно только при совместном сотрудничестве воспитателя и родителя, где они станут равноценными партнёрами в обеспечении формирования у ребёнка позитивного отношения к труду и творчеству.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности.
Нет специальной методической литературы по формированию у дошкольников позитивных установок к труду и творчеству (опыт воспитателей-практиков).
Недостаточное количество дидактических пособий.
Нет современных электронных пособий.
Образовательные организации не располагают финансовыми ресурсами в полном объёме для формирования у детей позитивного отношения к труду и творчеству.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.
Выбор единого направления детского сада и семьи в создании условий для формирования у детей позитивных установок к труду и творчеству.
3. Характеристика изменений в образовательном процессе.
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
В связи с ведением новых стандартов ФГОС изменяется общеобразовательная программа дошкольного образования и соответственно меняются условия её реализации и содержания воспитательно-образовательной работы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В содержании
• Организация окружающей среды: насыщенность среды должна соответствовать возрастным и психофизиологическим возможностям детей.
• Трансформируемость пронстранства: возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей.
• Организация практических ситуаций: эмоциональная обстановка при организации труда детей.
• Совместная деятельность обеспечивающая развитие трудовой и творческой активности.
• Разработка проектной деятельности совместно с детьми «Умелые ручки».
• Дидактические игры на тему «Профессии».
• Организации экскурсий: «Парикмахер», «Кафе», «Продавец», «Кассир».
• Организация Родительского клуба: встречи на тему «Кем быть?»; рассказы мам, пап, бабушек и дедушек о своих профессиях.
• Организация выставок творчества «Мама, папа и я – умелая семья».
В средствах обучения
Как показано в работах К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости, эстетические чувства. Методики работы по формированию установки к труду и творчеству под редакцией Я. З. Неверович, В. Г. Нечаева; «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» под редакцией С. Р. Буре(1987г.)
• Словесный метод – использование художественного слова: пословицы, поговорки, загадки на тему «Труд».
• - консультации и беседы с родителями.
• -тематические беседы (о различных профессиях, специальных приспособлениях, инструментах для работы и т. д.);
• - чтение стихов и рассказов о профессиях;
• -составление рассказа по картине на тему «Труд»;
• -беседы на этические темы «Бережное отношение к труду».
• Наглядный метод: мультимедийные проекты о труде взрослых и их профессиях. Использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в дидактических играх. Демонстрация мультфильмов на тему «Я мамин помощник».
• Практический метод:
• - разнообразить сюжетно – ролевые игры, ситуации, связанные с областью профессии человека;
• -выставки детского творчества в соответствии с тематикой месяца.
• - коллаж - «Кем работает моя мама»)
В контроле
Для того, чтобы понять насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику в виде общения дошкольников образовательного проекта с учетом потребностей дошкольников:
• Наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время непосредственно образовательной деятельности, игр, прогулок, режимных моментов.
• Изучение нравственных нравственных представлений дошкольника.
• Проведение индивидуальных бесед.
• Хорошим итогом продуктивной работы будет создание портфолио, где активное участие примут родители во взаимодействии с детьми.
• Результативность и самостоятельность в достижении результатов достигается в использовании методики Л. Свирская «Методика исследования педагогических наблюдений». Проследить эффективность изменения в процессе творческой активности ребёнка используем методики С. В. Погодиной «Теория и методика детского творчества».
4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Теперь рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый результат.
Личность воспитателя является важным фактором в развитии ребенка. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал знаниями методик воспитания и обучения, психологии, детского коллектива, знаниями нормативных документов, вариативных программ и технологий, индивидуально – психологических особенностей детей.
Воспитатель обязан:
-обладать коммуникативными умениями (контактами с детьми и родителями и т. д.);
-повышать уровень самообразования (изучение новых технологий, посещение семинаров и т. д.);
К кадрах
• Курсы повышения квалификации педагогов по организации педагогического процесса по ФГОС.
• Педагогические конференции по обмену опытом.
• Педагогические советы, выступления педагогов.
• Методические объединения.
• Участие в педагогических конкурсах.
От профессиональной компетенции воспитателя зависит насколько будут высоки результаты у обучающихся.
Научно-тематические
• Разработать методические рекомендации по планированию с учётом ФГОС.
• Разработать методические пособия по формированию у дошкольников
позитивных установок к труду и творчеству.
Материально - технические
• Создание предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС.
• Обеспечение материальной базы дошкольные образовательные организации.
• Приобретение интерактивной техники.
Информационные
• Приобретение методической литературы по новым требованиям стандарта.
• Подписка на педагогическую литературу.
• Связь с ИКТ.
Организационные
• Создание системы взаимодействия семьи и детского сада в обеспечении разностороннего развития ребё нка: планирование совместных проектов, круглые столы, родительские клубы, проведение совместных мероприятий).
Нормативно – правовые
• Разработка положения об экскурсиях за территорией дошкольной образовательной организацией.