Получи документы

Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы

Софья Новикова
Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы

Дайте детям радость труда.

Эту радость ему несут успех, осознание своей

умелости и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим.

В. А. Сухомлинский

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей 4-5 лет, связано с их активным участием и посильной помощи взрослым. Позитивные установки поддерживают у них жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих у ребенка возникают и закрепляются определенные правила поведения, развиваются социальные чувства, устанавливаются различные отношения с окружающими, что является началом формирования морального облика, характера человека.

Публикация «Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы» размещена в разделах

В настоящее время разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где предполагается усвоение норм ценностей принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; формирование готовности к совместной деятельности.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества необходимо начинать с 4-5 летнего возраста.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Современный ребёнок 4-5 лет не такой, как его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, воспитательные модели в семье и детском саду. Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала познавательного развития происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению основанному на внимании к его индивидуальности.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчёркивается первостепенность решения задач направленных на создание творческой атмосферы и условия для образовательной деятельности ДОУ. Целью дошкольного образования является непрерывное накопление ребёнком 4-5 лет, культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой со сверстниками и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных и трудовых).

Формирование у детей с 4-5 летнего возраста позитивных установок к труду и творчеству – это основа успешной самореализации на всех этапах жизни.

Актуальность обусловлена следующими проблемами : в соответствии с требованиями Закона об образовании Положения Концепции ФГОС, возникла необходимость в новых подходах в организации работы ДОУ и выявлены некоторые недостатки.

Недостатки в результатах.

Практика показывает, что дети средней возрастной группы 4-5 лет:

1) Не способны проявлять инициативу и самостоятельность в труде и творчестве.

2) Не учитываются интересы и чувства сверстников.

3) Не проявляют инициативу при самообслуживании (одевание, раздевание, складывании одежды, если рядом мамы, бабули, папы.

4) Не умеют самостоятельно находить для себя интересное занятие.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества требует:

-повышение самообразования воспитателя

-выстраивания эффективной системы взаимодействия с современными родителями.

Недостатки в основном процессе

.

Некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей через позитивные установки к труду и творчеству.

Трудовое и творческое развитие детей 4-5 лет возможно только при совместном сотрудничестве воспитателя и родителя, где они станут равноценными партнёрами в обеспечении формирования у ребёнка позитивного отношения к труду и творчеству.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности.

Нет специальной методической литературы по формированию у дошкольников позитивных установок к труду и творчеству (опыт воспитателей-практиков).

Недостаточное количество дидактических пособий.

Нет современных электронных пособий.

Образовательные организации не располагают финансовыми ресурсами в полном объёме для формирования у детей позитивного отношения к труду и творчеству.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Выбор единого направления детского сада и семьи в создании условий для формирования у детей позитивных установок к труду и творчеству.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе.

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

В связи с ведением новых стандартов ФГОС изменяется общеобразовательная программа дошкольного образования и соответственно меняются условия её реализации и содержания воспитательно-образовательной работы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В содержании

Организация окружающей среды: насыщенность среды должна соответствовать возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Трансформируемость пронстранства: возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей.

Организация практических ситуаций: эмоциональная обстановка при организации труда детей.

• Совместная деятельность обеспечивающая развитие трудовой и творческой активности.

• Разработка проектной деятельности совместно с детьми «Умелые ручки».

• Дидактические игры на тему «Профессии».

Организации экскурсий: «Парикмахер», «Кафе», «Продавец», «Кассир».

Организация Родительского клуба: встречи на тему «Кем быть?»; рассказы мам, пап, бабушек и дедушек о своих профессиях.

• Организация выставок творчества «Мама, папа и я – умелая семья».

В средствах обучения

Как показано в работах К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости, эстетические чувства. Методики работы по формированию установки к труду и творчеству под редакцией Я. З. Неверович, В. Г. Нечаева; «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» под редакцией С. Р. Буре(1987г.)

• Словесный метод – использование художественного слова: пословицы, поговорки, загадки на тему «Труд».

• - консультации и беседы с родителями.

• -тематические беседы (о различных профессиях, специальных приспособлениях, инструментах для работы и т. д.);

• - чтение стихов и рассказов о профессиях;

• -составление рассказа по картине на тему «Труд»;

• -беседы на этические темы «Бережное отношение к труду».

Наглядный метод: мультимедийные проекты о труде взрослых и их профессиях. Использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в дидактических играх. Демонстрация мультфильмов на тему «Я мамин помощник».

Практический метод:

• - разнообразить сюжетно – ролевые игры, ситуации, связанные с областью профессии человека;

• -выставки детского творчества в соответствии с тематикой месяца.

• - коллаж - «Кем работает моя мама»)

В контроле

Для того, чтобы понять насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику в виде общения дошкольников образовательного проекта с учетом потребностей дошкольников:

• Наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время непосредственно образовательной деятельности, игр, прогулок, режимных моментов.

• Изучение нравственных нравственных представлений дошкольника.

• Проведение индивидуальных бесед.

• Хорошим итогом продуктивной работы будет создание портфолио, где активное участие примут родители во взаимодействии с детьми.

• Результативность и самостоятельность в достижении результатов достигается в использовании методики Л. Свирская «Методика исследования педагогических наблюдений». Проследить эффективность изменения в процессе творческой активности ребёнка используем методики С. В. Погодиной «Теория и методика детского творчества».

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Теперь рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый результат.

Личность воспитателя является важным фактором в развитии ребенка. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал знаниями методик воспитания и обучения, психологии, детского коллектива, знаниями нормативных документов, вариативных программ и технологий, индивидуально – психологических особенностей детей.

Воспитатель обязан:

-обладать коммуникативными умениями (контактами с детьми и родителями и т. д.);

-повышать уровень самообразования (изучение новых технологий, посещение семинаров и т. д.);

К кадрах

• Курсы повышения квалификации педагогов по организации педагогического процесса по ФГОС.

Педагогические конференции по обмену опытом.

Педагогические советы, выступления педагогов.

• Методические объединения.

• Участие в педагогических конкурсах.

От профессиональной компетенции воспитателя зависит насколько будут высоки результаты у обучающихся.

Научно-тематические

• Разработать методические рекомендации по планированию с учётом ФГОС.

• Разработать методические пособия по формированию у дошкольников

позитивных установок к труду и творчеству.

Материально - технические

• Создание предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС.

• Обеспечение материальной базы дошкольные образовательные организации.

• Приобретение интерактивной техники.

Информационные

• Приобретение методической литературы по новым требованиям стандарта.

• Подписка на педагогическую литературу.

• Связь с ИКТ.

Организационные

• Создание системы взаимодействия семьи и детского сада в обеспечении разностороннего развития ребё нка: планирование совместных проектов, круглые столы, родительские клубы, проведение совместных мероприятий).

Нормативно – правовые

• Разработка положения об экскурсиях за территорией дошкольной образовательной организацией.

Публикации по теме:

Презентация «Трудовое воспитание в ДОУ» «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Приусадебный участок ДОУ. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в летний период. Приусадебный участок ДОУ. Лето –это самый благоприятный период для общения ребёнка с природой, это десятки самых разнообразных игр на свежем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 10:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД