Получи документы

Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы

Софья Новикова
Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы
▼ Скачать + Заказать документы

Дайте детям радость труда.

Эту радость ему несут успех, осознание своей

умелости и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим.

В. А. Сухомлинский

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей 4-5 лет, связано с их активным участием и посильной помощи взрослым. Позитивные установки поддерживают у них жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих у ребенка возникают и закрепляются определенные правила поведения, развиваются социальные чувства, устанавливаются различные отношения с окружающими, что является началом формирования морального облика, характера человека.

Публикация «Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы» размещена в разделах

В настоящее время разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где предполагается усвоение норм ценностей принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; формирование готовности к совместной деятельности.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества необходимо начинать с 4-5 летнего возраста.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Современный ребёнок 4-5 лет не такой, как его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, воспитательные модели в семье и детском саду. Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала познавательного развития происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению основанному на внимании к его индивидуальности.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчёркивается первостепенность решения задач направленных на создание творческой атмосферы и условия для образовательной деятельности ДОУ. Целью дошкольного образования является непрерывное накопление ребёнком 4-5 лет, культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой со сверстниками и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных и трудовых).

Формирование у детей с 4-5 летнего возраста позитивных установок к труду и творчеству – это основа успешной самореализации на всех этапах жизни.

Актуальность обусловлена следующими проблемами : в соответствии с требованиями Закона об образовании Положения Концепции ФГОС, возникла необходимость в новых подходах в организации работы ДОУ и выявлены некоторые недостатки.

Недостатки в результатах.

Практика показывает, что дети средней возрастной группы 4-5 лет:

1) Не способны проявлять инициативу и самостоятельность в труде и творчестве.

2) Не учитываются интересы и чувства сверстников.

3) Не проявляют инициативу при самообслуживании (одевание, раздевание, складывании одежды, если рядом мамы, бабули, папы.

4) Не умеют самостоятельно находить для себя интересное занятие.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества требует:

-повышение самообразования воспитателя

-выстраивания эффективной системы взаимодействия с современными родителями.

Недостатки в основном процессе

.

Некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей через позитивные установки к труду и творчеству.

Трудовое и творческое развитие детей 4-5 лет возможно только при совместном сотрудничестве воспитателя и родителя, где они станут равноценными партнёрами в обеспечении формирования у ребёнка позитивного отношения к труду и творчеству.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности.

Нет специальной методической литературы по формированию у дошкольников позитивных установок к труду и творчеству (опыт воспитателей-практиков).

Недостаточное количество дидактических пособий.

Нет современных электронных пособий.

Образовательные организации не располагают финансовыми ресурсами в полном объёме для формирования у детей позитивного отношения к труду и творчеству.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Выбор единого направления детского сада и семьи в создании условий для формирования у детей позитивных установок к труду и творчеству.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе.

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

В связи с ведением новых стандартов ФГОС изменяется общеобразовательная программа дошкольного образования и соответственно меняются условия её реализации и содержания воспитательно-образовательной работы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В содержании

Организация окружающей среды: насыщенность среды должна соответствовать возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Трансформируемость пронстранства: возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей.

Организация практических ситуаций: эмоциональная обстановка при организации труда детей.

• Совместная деятельность обеспечивающая развитие трудовой и творческой активности.

• Разработка проектной деятельности совместно с детьми «Умелые ручки».

• Дидактические игры на тему «Профессии».

Организации экскурсий: «Парикмахер», «Кафе», «Продавец», «Кассир».

Организация Родительского клуба: встречи на тему «Кем быть?»; рассказы мам, пап, бабушек и дедушек о своих профессиях.

• Организация выставок творчества «Мама, папа и я – умелая семья».

В средствах обучения

Как показано в работах К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости, эстетические чувства. Методики работы по формированию установки к труду и творчеству под редакцией Я. З. Неверович, В. Г. Нечаева; «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» под редакцией С. Р. Буре(1987г.)

• Словесный метод – использование художественного слова: пословицы, поговорки, загадки на тему «Труд».

• - консультации и беседы с родителями.

• -тематические беседы (о различных профессиях, специальных приспособлениях, инструментах для работы и т. д.);

• - чтение стихов и рассказов о профессиях;

• -составление рассказа по картине на тему «Труд»;

• -беседы на этические темы «Бережное отношение к труду».

Наглядный метод: мультимедийные проекты о труде взрослых и их профессиях. Использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в дидактических играх. Демонстрация мультфильмов на тему «Я мамин помощник».

Практический метод:

• - разнообразить сюжетно – ролевые игры, ситуации, связанные с областью профессии человека;

• -выставки детского творчества в соответствии с тематикой месяца.

• - коллаж - «Кем работает моя мама»)

В контроле

Для того, чтобы понять насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику в виде общения дошкольников образовательного проекта с учетом потребностей дошкольников:

• Наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время непосредственно образовательной деятельности, игр, прогулок, режимных моментов.

• Изучение нравственных нравственных представлений дошкольника.

• Проведение индивидуальных бесед.

• Хорошим итогом продуктивной работы будет создание портфолио, где активное участие примут родители во взаимодействии с детьми.

• Результативность и самостоятельность в достижении результатов достигается в использовании методики Л. Свирская «Методика исследования педагогических наблюдений». Проследить эффективность изменения в процессе творческой активности ребёнка используем методики С. В. Погодиной «Теория и методика детского творчества».

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Теперь рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый результат.

Личность воспитателя является важным фактором в развитии ребенка. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал знаниями методик воспитания и обучения, психологии, детского коллектива, знаниями нормативных документов, вариативных программ и технологий, индивидуально – психологических особенностей детей.

Воспитатель обязан:

-обладать коммуникативными умениями (контактами с детьми и родителями и т. д.);

-повышать уровень самообразования (изучение новых технологий, посещение семинаров и т. д.);

К кадрах

• Курсы повышения квалификации педагогов по организации педагогического процесса по ФГОС.

Педагогические конференции по обмену опытом.

Педагогические советы, выступления педагогов.

• Методические объединения.

• Участие в педагогических конкурсах.

От профессиональной компетенции воспитателя зависит насколько будут высоки результаты у обучающихся.

Научно-тематические

• Разработать методические рекомендации по планированию с учётом ФГОС.

• Разработать методические пособия по формированию у дошкольников

позитивных установок к труду и творчеству.

Материально - технические

• Создание предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС.

• Обеспечение материальной базы дошкольные образовательные организации.

• Приобретение интерактивной техники.

Информационные

• Приобретение методической литературы по новым требованиям стандарта.

• Подписка на педагогическую литературу.

• Связь с ИКТ.

Организационные

• Создание системы взаимодействия семьи и детского сада в обеспечении разностороннего развития ребё нка: планирование совместных проектов, круглые столы, родительские клубы, проведение совместных мероприятий).

Нормативно – правовые

• Разработка положения об экскурсиях за территорией дошкольной образовательной организацией.

Публикации по теме:

Презентация «Трудовое воспитание в ДОУ» «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Приусадебный участок ДОУ. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в летний период. Приусадебный участок ДОУ. Лето –это самый благоприятный период для общения ребёнка с природой, это десятки самых разнообразных игр на свежем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 10:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование системы деятельности педагога по решению профессиональной проблемы» (включая файлы) размещена пользователем Софья Новикова (УИ 269354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД