МААМ-картинки

Моделирование сказочного сюжета («Карты Проппа»)

Марина Роттер
Моделирование сказочного сюжета («Карты Проппа»)
▼ Скачать + Заказать документы

Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа, этих функций 31 (главных 20, именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме.

Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

Публикация «Моделирование сказочного сюжета („Карты Проппа“)» размещена в разделах

1. Наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и более продуктивно её использовать при составлении сказок.

2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.

3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности. Позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

4. сказка обогащает социальный и предметный опыт детей. Сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

5 Карты Проппа неоценимы в сенсорном развитии детей, ведь их воздействие распространяется на все органы чувств. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя и слушателя. А является энергетическим центром творческой деятельности. Создателем оригинальных литературных произведений.

Прежде, чем приступать к сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры. В процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции.

А) «Чудеса в решете» Дети выявляют происходящие в сказках чудеса : как. С помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебные слова, предметы.)

Б) «Кто на свете злее всех?» выявление злых и коварных сказочных персонажей, описание их внешнего вида, характера, привычек, жилища. А может ли сказка существовать без таких персонажей? А может злой герой для кого то лучший друг и почему?

В) «Заветные слова» выделяем самые действенные, значимые слова в сказке (заклинания, а так же рассуждения героя о своих поступках, помогающие ему самоопределиться)

Г) «Что в дороге пригодиться» анализ волшебных предметов (скатерть – самобранка, меч – кладенец, аленький цветочек) – описание внешнего вида, выявление свойств. Придумывание новых предметов – помощников.

Д) «Волшебные имена» Почему девочку, хлопотавшую целый день у печки назвали Золушкой? А Бабу – Ягу именно так?

Е) «Что общего?» -сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»)

1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы должны быть выполнены в сюжетной манере и сказочно. В дальнейшем пользуются картами с довольно сжатым схематичным изображением каждой функции.

2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация на смысловые части и соотнесение с определенной функцией. Прочитав и разделив сказку на смысловые части, обсудите каждую из них с ребятами, дайте ей название. Ведь дать правильное название – значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте. Таким образом ребята смогут соотнести между собой две знакомые функции: речевую и графическую.

3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций во вновь предлагаемых для прослушивания сказках. Читая детям новую, незнакомую сказку, на протяжении одного занятия нужно использовать не более 3-5 карт – функций, в противном случае у ребят пропадает интерес или наступает переутомление.

4. Самостоятельный поиск функций детьми сначала на материале знакомых, затем новых сказок.

5. Целостное освоение сказочных функций. Дети, используя весь комплект карт, последовательно воспроизводят развитие сказочного сюжета.

6. Сочинение сказок. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоят придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, т. е. вытаскивая наугад любую карту. Это более сложная задача, при желании ребята могут проиллюстрировать с помощью рисунков.

7. Работа с индивидуальным набором карт. Каждый ребенок получает (или изготавливает) собственный комплект карт и работает с ним по своему усмотрению – придумывает новое произведение или модифицирует знакомое. Вначале детям можно предлагать готовое название сказки (например, «Сказка про огурец», оговорить с ними место действия и количество персонажей – такой прием облегчает самостоятельное литературное творчество в период его освоения. В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самые различные: сочинение по очереди. Группами, с конца. С середины; использование карт по порядку, чрез одну, наугад и т. д.

3. Бином фантазии.

Для работы с детьми необходимо приготовить два набора картинок :

1) картинки с изображением животных и людей;

2) картинки с изображением предметов.

Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова – обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки.

В дальнейшем используют только словесный вариант игры: называют самые разные, не связанные по смыслу слова и постепенно увеличивая их количество.

4. Новое свойство.

Использование этого приема в отношении к знакомым сказкам придаёт им не только оригинальное решение, но и практически изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. (Например, колобок не из теста, а из смолы.)

Использовать этот прием можно и как вполне самостоятельный, то есть без применения к знакомым сказкам. Персонажем может стать любой обыденный предмет или объект, если ему приписываются несвойственные качества (железный котёнок, песочный кит и т. д.)

5. Сказки наизнанку.

Прием инверсии достаточно распространен и использовать его для придумывания сказок можно в самых различных вариантах;

А) «Свойства наоборот» - берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные значения (Красная шапочка – большая и злая, а Волк – маленький и добрый).

Б) «Всё наоборот» - придумать слова рифмы (лёд –мёд, гном-гром, рыбка-скрипка, затем всё, что относится к первому слову переносится на второй объект и наоборот.

В) «Задом наперёд» - рассказывание сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначально использование этого приёма предполагает опору на картинки – иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

Г) «Из собственного опыта» - каждый ребёнок мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать «что душе заблагорассудиться». Пусть он попробует придумать сказку, в которой обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.

6. Сказки в заданном ключе.

Прием прост в освоении – с его помощью ребёнок несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок.

А) «Введение в название сказки нового объекта» - в название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой – либо предмет. («Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер»)

Б) «Я – герой сказки» - в сюжет сказки вводится сам ребёнок

В) «Смена места действия» - сюжет хорошо знакомой ребёнку сказки как бы перемещается в другое время и пространство (Красная шапочка в космосе, Старик со Старухой в наши дни)

Г) «Открытые сюжеты» - сказки с незавершённым финалом, который ребенок придумывает по своему усмотрению.

Д) «Изменение сказочной развязки» - дети народ оптимистичный, им свойственно переделывать всё плохое в хорошее, в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают.

Е) «Событийная цепочка» -предложите детям заглянуть в прошлое и будущее сказочных героев : что было с ними раньше, а что может произойти потом.

Ж) «Цветные сказки» - предложите ребёнку придумать розовую или зелёную сказку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию для детей 5–6 лет «Карточки Проппа, или Как сочинить сказку» Цели : Составление детьми сказки с помощью карт Проппа. Задачи : • Познакомить детей с картами Проппа; • Формировать умение детей проводить.

Форма технологической карты занятия ДОУФорма технологической карты занятия ДОУ Уважаемые коллеги!В настоящее время прохожу обучение на КПК по теме: "Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС".Ведет.

Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группеИнтегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группе "Вот как сказка складывалась. " ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; продолжать.

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Карты анализа тематического контроля по здоровьесбережению Тематический контроль Тема: «Состояние работы МБДОУ по здоровьесбережению» Цель: Изучение системы работы педагогов по оздоровительной работе.

Карты Проппа «Сказочный конструктор»Карты Проппа «Сказочный конструктор» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он.

Комплексное занятие по математике в подготовительной группе детского сада на основе сказочного сюжета «12 месяцев» Комплексное открытое занятие по математике в подготовительной группе по сказке «12 Месяцев». Программное содержание : • Продолжать учить.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной картыКонспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной карты Конспект НОД по экологическому воспитанию с использованием ментальной карты. Тема: насекомые. Цель: Расширять и закреплять знания детей.

Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа»Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа» Цель: составление рассказа с использованием карт Проппа. Задачи: Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Активизировать.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование сказочного сюжета («Карты Проппа»)
Опубликовано: 13 октября 2022 в 19:13
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование сказочного сюжета («Карты Проппа»)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Роттер (УИ 132059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД