Маргарита Эдяева
Моя педагогическая философия
▼ Скачать + Заказать документы
Из всех профессий
Я выбрала одну.
Что может быть прекраснее на свете,
Чем детям прививать
Любовь к добру
И быть за них в ответе. /А. Дементьев/
---
Никогда прежде я не задавалась вопросом «В чем заключается мое педагогическое кредо?» Может быть потому, что понятие «кредо» мне, да и большинству моих коллег, кажется довольно сложным и трудно объяснимым. Но, как говорили мудрецы, философствуй – и ты познаешь себя! Попробую разобраться в себе и в своем отношении к выбранной когда-то мною профессии «воспитатель».
Публикация «Моя педагогическая философия» размещена в разделах
В буквальном переводе философия означает : "phileo - люблю и sophia - мудрость". Но тогда, что или кого я люблю? То, без чего мне плохо, без чего не хочется жить, так как жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл – это дети. Я имею ввиду не только своих родных детей, которых у меня трое (два сына и дочь). Работая воспитателем 11лет, для меня «моими» являются еще 25 ребят, каждый из которых уникален своей непохожестью и по характеру, и по манере поведения, и по манере высказываться. Каждый из них как-то незаметно, день за днем становится мне ближе, роднее, поэтому я с гордостью могу сказать, что у меня большая дружная семья, а я – многодетная мать.
Но как я к этому пришла? Не скажу, что сразу и легко, ведь каждый из детей – индивидуальность. Как сказал Януш Корчак: «Детей нет, есть люди», и, конечно, все эти маленькие люди разные; каждый из них уникален. И самый шебутной озорник, и самая застенчивая девочка несут в себе целый мир, понять и принять который должен воспитатель. Только в этом случае дети поймут и примут тебя самого.
Мне кажется, что ребята почувствовали, поняли главное во мне – искренность и неподдельный интерес ко всему, что с ними происходит, о чем они рассказывают. М. Горький писал: «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее». А мы всегда ли искренне, а не мимоходом, на бегу интересуемся у ребенка его настроением, его прошедшими выходными днями или прошедшим праздником в честь его дня рождения? Каждому ли в течении дня достается хоть чуточка нашего внимания, доброго слова или просто поглаживания? А ведь наши дети все видят, замечают, наблюдают за нами и каждый хочет быть отмеченным нашей похвалой, нашим вниманием.
Но как воспитатель может быть искренним, заинтересованным, не выражая никаких эмоций: удивления, любопытства, радости и т. д.? В этом я согласна с А. Макаренко, который писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым.»
Эмоциональность, я думаю, это скорее черта характера человека, выраженная в большей или меньшей степени. Для меня она очень характерна: читаю ли я с детьми сказку, беседую ли, а может пою – я всегда стараюсь выразить свое отношение к этому, в сюрпризном моменте – создать предвосхищение чего-то необычного. Это в свою очередь, по моему мнению, развивает чувства самих детей, учит быть их внимательными, даже я бы сказала, наблюдательными. Услышав от ребенка: «Маргарита Санджиевна, а почему вы такая расстроенная?», я поняла, что, пятилетний ребенок заметил, понял состояние взрослого (или ему кажется, что понял) и ему это небезразлично!
Вот оно – главное зерно - вырастить небезразличных, неравнодушных, непосредственных, незакомплексованных детей, способных чувствовать, сопереживать, замечать, быть открытыми. Это возможно только в том случае, если дети вам доверяют. Доверяют – значит любят. Что значит для меня любовь маленького человечка?
Размышляя над этим, я поняла – очень многое. Да, профессия наша не из простых (хотя непосвященные люди думают наоборот, требующая определенных профессиональных знаний, умений, навыков, много терпения, выдержки, занимающая немало личного времени, при этом опять-таки груз ответственности за жизнь и здоровье воспитанников. Но все это с лихвой окупают детские глаза, наполненные любовью к тебе, эти детские ладошки, обнимающие тебя каждую свободную минутку. Вспоминаются слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Это удивительная профессия! Работа с детьми дает возможность нам, педагогам, проявить все самое хорошее, что в нас заложено: и душевные качества, и способности.
С душевными качествами вроде бы уже понятно (искренность, эмоциональность, любовь к детям - вот приоритет для меня, а вот способности… Очень часто эти способности имеются, но не всегда в тех масштабах, чтобы выйти с ними на «большую сцену» : поешь, но голос не звучный, рисуешь, но не так, чтобы организовывать свои выставки, рукодельничаешь, но не для того, чтобы потом выставлять свои работы на продажу и т. д. А в детском саду все эти скромные таланты мы, воспитатели, можем реализовать, ведь дети – самые гуманные судьи. Они восхищаются всем, чего не умеют делать сами. Все таланты реализуются, все находят применение и доставляют радость не только нам, но и всем окружающим, а в первую очередь детям. Дети оценят стихи и рассказы, рисунки и песни, а главное – саму нашу фантазию, ведь они самые великие в мире фантазеры.
Еще один плюс нашей профессии в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир, не понимая даже собственных детей. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Наша задача – не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть мы должны разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.
И наконец, разве многим доступно быть любимой, уважаемой, образцом для подражания, идеалом? Нам, воспитателям детского сада, это вполне доступно, все зависит только от нас.
Таким образом, говоря о своей педагогической философии кратко скажу, что для меня это звучит как само слово «философия» - то есть любить и быть мудрым. Любить детей такими, какими они есть, проявляя свои самые лучшие душевные качества и способности, и быть мудрой, осведомленной в вопросах обучения и воспитания (то есть иметь хорошие профессиональные ЗУНы, постоянно повышать свое профмастерство).
Сейчас, работая воспитателем детского сада «Ромашка», я болею душой за воспитанников, а также за свой педагогический коллектив и детский сад в целом. Все, что я делаю – я делаю для них, в их благо!
А напоследок я скажу стихами Елены Огородниковой
– Для чего педагогу душа?
– Чтобы детские души понять.
– Для чего педагогу душа?
– Чтоб обнять, пожалеть, приласкать.
– Для чего педагогу душа?
– Целых двадцать малышек любить.
– Для чего педагогу душа?
– Чтоб с душой на работу ходить.
Ну, а если душа черства,
Ни к чему тогда спорить с ней,
Вы ступайте в цех, на завод –
И не трогайте души детей!
---