Светлана Морозова
«Моя педагогическая философия». Эссе
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия
Я знаю, чему надо учить.
Я знаю то, чему надо учить.
Я знаю, как надо учить.
Я понимаю, что эти знания
нужны людям.
Я вижу, что люди
благодарны мне за мою работу.
Я уверена в том,
что мой труд полезен обществу.
Эти простые истины актуальны на протяжении многих столетий – ведь в них заложена концепция, программа учительского труда, определены его общественная польза и значимость. Такое понимание учителем себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Это и есть его собственная педагогическая философия.
Публикация «„Моя педагогическая философия“, Эссе» размещена в разделах
Девятнадцать лет я проработала в сельской школе, где когда-то училась сама. Третий год работаю в городской школе. Все было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий и открытий.
На протяжении всей своей педагогической деятельности не раз задумывалась: чему учить и как учить? Писать, читать, считать? Нет, конечно, не только этому.
Моя педагогическая философия опирается на три основополагающих пункта:
• Мой общий взгляд на человека.
• Взгляд на ребенка.
• Мое отношение к своему предназначению как педагога начального образования.
Остановлюсь на них кратко.
Человек – мера всех вещей. Смысл всей его жизни придают его деяния, ибо своей деятельностью он нужен и интересен обществу как личность, которая постоянно растет и совершенствуется. Основой этого роста является возможность самореализации, а предоставить такую возможность может только занятие любимым делом.
Убеждена, что все дети – талантливы. Каждый ребенок может показать свои знания по какому-либо предмету: это может быть чтение, математика, русский язык, а может и физкультура или рисование. Поэтому для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. И не в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, со вчерашними достижениями.
Ребенок не только ученик, но, прежде всего, личность, которая не готовится к жизни, а уже живет и имеет свой, хотя и небогатый жизненный опыт. Ребенок приходит в школу не только учиться, но и жить. В начале учебного года, протягивая мне свою ладошку и оглядываясь на родителей, он доверяет мне свою будущую жизнь и судьбу. Разве можно не оправдать этого доверия?
Отношения учителя и ученика – это радостная дружба, полная фантазии и доверия. Если ребенок увидит мое открытое сердце, то с любопытством и интересом войдет в мир и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.
Учитель – главная фигура в процессе воспитания в широком смысле этого понятия, т. е. овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Он не просто ходит на работу и отбывает свои учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает то, что происходит каждый день в школе. Так как в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, значит, моя задача – сделать ее любимым делом каждого ученика, обеспечив тем самым его личностный рост. Только тогда каждый ребенок станет полноправным субъектом собственной деятельности, а значит, и собственной жизни. Главным условием успешного урока является атмосфера сотрудничества, основанная на взаимном уважении.
Каждый день, переступая школьный порог, учитель должен забывать обо всех своих бедах и тревогах и входить в класс с просветленной душой и доброй улыбкой.
Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания. Учитель – это друг и вторая мама.
Я – учитель начальных классов. Чтобы соответствовать всем требованиям к современному учителю мне приходится много заниматься самообразованием. Считаю, что учитель, работающий с детским коллективом, должен проявлять максимум организаторских способностей по активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей в учебном процессе. Наибольший эффект при этом может быть достигнут при условии использования проблемного подхода к изложению знаний и применения исследовательских методов обучения.
Наша школа находится в непосредственной близости к природе, которая является естественным наглядным материалом и книгой открытий удивительного и неизведанного, где каждая травинка, каждый листочек несет в себе задание или информацию. Именно поэтому большое внимание я уделяю экологическому воспитанию школьников. Общение с природой не только развивает любознательность, дает стимул к творчеству, но и вызывает потребность бережного отношения ко всему живому на земле.
Каким вырастет ребенок? Добрым? Чутким? Отзывчивым? Это во многом зависит от меня. Борис Пастернак говорил: «О детство! Ковш душевной глуби». Я считаю: чем наполнится этот ковш, таким и вырастет этот человек. Учитель должен не только давать знания, но и воспитывать ребенка. Поэтому он должен знать различные методики и постоянно находиться в поиске, проявлять творчество.
Учитель начальной школы – воспитатель и врачеватель детских душ, художник, сценарист, артист, музыкант и драматург, который проводит в школе большую часть своей жизни. А как иначе, если школа в маленьком городе – это центр интеллектуального развития и культурного досуга.
На протяжении многих лет я несу детям любовь, стараюсь им отдать частичку своего тепла. При виде веселых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Меня тянет к ребятам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам. Любая победа ребенка становится и моей победой, его радость – и моей радостью. Девиз каждого учителя: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше?
В качестве основных принципов моей деятельности выступают:
• индивидуализация обучения;
• дифференцированный подход;
• проблемное обучение;
• сотрудничество, формулу которого определил Ш. А. Амонашвили: «Сделать ребенка добросовестным и заинтересованным соратником в своем же воспитании и обучении»;
• гуманизм в общении – общении, в котором ученик нужен мне, учителю, не меньше, чем я – своему ученику, так как в процессе этого общения я тоже развиваюсь.
За годы педагогической деятельности ни разу не пожалела, что, как и моя мама, я стала учителем. Я горжусь, что я учитель, а учитель – это строитель. Я учу ребенка творить, созидать собственную личность. Это мое педагогическое кредо, моя профессиональная философия, фундамент которой – совесть и любовь к детям.