Мониторинг эффективности вариативной части общеобразовательной программы ДОУ

Татьяна Савицкая
Мониторинг эффективности вариативной части общеобразовательной программы ДОУ

за 2019 г. Региональный компонент — программа

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Педагогами Ракитовского филиала МКДОУ «Михайловский детский сад №6» разработана программа «Мой край родной» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Данная программа позволяет построить педагогический процесс с учетом особенностей Алтайского края, его культуры, обычаев, истории и др. А также объединяет наработки педагогов нашего детского сада по теме «Ознакомление дошкольников с родным краем, селом».

Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, с родным краем, родными местами; способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Ежегодный мониторинг освоения программы показывает положительные результаты.

Структура программы.

1. Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группы).

2. Приоритетным методом работы по программе является проектно-исследовательская деятельность.

3. Форма обучения – очная.

4. Программное обучение на каждом этапе -1 год.

При реализации программы регионального компонента «Мой край родной»решались задачи:

-Формирование у дошкольников патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного села.

-Вовлечение детей и взрослых в проектно-исследовательскую деятельность, способствующую развитию интереса к истории, традициям и природе родного села.

-Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу.

1. Аналитико-диагностическая часть:

Воспитательно-образовательный процесс по реализации регионального компонента затрагивает все образовательные области и осуществляется через все формы работы с детьми и культурные практики:

-в образовательной деятельности (занятия);

- в игре;

-в совместной деятельности педагога с детьми;

-в культурно – досуговой деятельности;

-в самостоятельной деятельности детей;

-в совместной деятельности с родителями воспитанников;

-в работе с социумом.

С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов ДОУ:

- организуются консультации для воспитателей по этнокультурному воспитанию дошкольников;

- педагоги старших групп являются членами рабочей группы по проектированию программы

- принимают участие в районных методических объединениях педагогов дошкольного образования.

Так проводилось районное методическое объединение на базе ДОУ по теме: «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с учетом ФГОС». Участники объединения просмотрели открытое интегрированное занятие «Тебе, любимое село, посвящается». Определяющим условием в организации этнокультурного образования являются творческий и научно-исследовательский потенциал педагогов ДОУ, их стремление к профессиональному совершенствованию и использованию инновационных методик образования и воспитания. Одним из способов приобщения к новейшим образовательным технологиям служит проектная технология.Разработали проекты: «Моя улица», «Село глазами детей», «Родная сторонка», «Использование алтайских народных и различных видов игр», Построение педагогического процесса по реализации регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает внедрение инновационных проектов и программ.

Проект «Использование алтайских народных и различных видов игр», разработанных с учётом алтайской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ», предполагает использование народных игр в работе с детьми, позволяет донести до детей нравственные ценности, колорит его обычаев, сформировать интерес к национальной культуре, к ее традициям.

Вывод: Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что этнокультурный компонент образования занимает значительное место в образовательном процессе МКДОУ. Это отвечает требованиям социокультурной среды, в которой оно функционирует. Воспитательно-образовательный процесс по реализации регионального компонента затрагивает все образовательные области и осуществляется через все формы работы с детьми и культурные практики.

Занятия с детьми составлены с учетом этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО и направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае.

2. Аналитико-диагностическая часть

В результате проведенной работы за 2019 год по авторской программе «Мой край родной», дети получили обширные знания о родном крае, селе.

• Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к родному, краю, селу и его достопримечательностям.

• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и домах в окружении, но и центральных улицах родного села. Знает и стремится выполнять правила поведения в селе.

• Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его истории, памятникам, зданиям.

• С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины.

Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села

• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх,

разворачивает сюжет и т. д.).

3. Прогностический этап.

Накапливаемый теоретический материал в дальнейшем позволит воспитателям обобщить и упорядочить знания, определить основные ориентиры работы на дальнейший период. А проведение практических занятий способствует осовершенствованию профессионального мастерства, проявляющегося в умении планировать и реализовывать региональный компонент в работе с дошкольниками. Методическими наработками из опыта работы, воспитатели ДОУ планируют поделиться с коллегами из других детских садов района.

5. Деятельно-технологический этап

Авторская программа «Мой край родной» предусматривает систематизацию материала для развития у дошкольников познавательной и деятельной активности к прошлому и настоящему села, нашего края; формирования представлений о семье, доме, улице, экологической культуре; приобщения к истокам народного творчества; воспитания чувства гордости за своих земляков-тружеников, известных людей; развития патриотических чувств к родному селу, Алтайскому краю, Отечеству, приобщение ребенка к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края.С этой целью в подготовительной группе ДОУ оформлены развивающие центры для дошкольников и родителей с познавательной информацией:

- «Россия – Родина моя»- для ознакомления с символикой государства, гимном, правами детей.

- «Российская федерация» - информация о гербе, флаге, президенте России;

- «Алтайский край» - герб, флаг, губернатор Алтайского края;

- «Алтайский край – гордость России» - сельское хозяйство, туризм, известные люди.

- «Край родной, навек любимый» - фотографии с достопримечательностями села.

Программареализуется в следующих условиях:

— применение в образовательном процессе наглядно – демонстрационного и раздаточного материала;

— использование разнообразных видов детской деятельности;

— использование мультимедийного оборудования, с подбором видеотеки о селе Ракиты.

— обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.

Вся работа соответствует комплексно — тематическому принципу построения образовательного процесса. (Праздники, спортивные мероприятия, выставки, конкурсы, художественные показы); интеграции краеведческих знаний во все компоненты воспитательно- образовательного процесса (организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями, режимные моменты.) В старших, подготовительных группах имеются уголки по краеведению.В них размещены: тематические альбомы, дидактические игры, фотографии. Подобрана литература краеведческого содержания «Выбираю деревню на жительство», «Страницы истории Алтая», детская литература алтайских авторов, пословицы, стихи о Родине, детские рисунки и поделки на тему «Мой дом», «Моя улица», «Село мое родное». Обязательным атрибутом уголков стала символика Алтайского края.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников:

-взаимодействие ДОУ семьями воспитанников: встречи с родителями, беседы по темам проектов;

-оформление информационных стендов, памяток, советов для родителей, что и как рассказывать детям о семье, строительстве в селе, защитниках Отечества, природе края, села, народных мастерах;

-вовлечение родителей в поисково-исследовательскую деятельность по сбору наглядного материала о родном селе для пополнения уголка родного края.

Проведены мероприятия:

-семинары-практикумы: «Родительский дом-начало начал», «Родословное древо семьи», «Природа в музыке, стихах, живописи»;

-вечер вопросов и ответов «История названия улиц», «Родное село»;

-консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю, селу», «Значение народного творчества в патриотическом воспитании детей»;

- создание семейных альбомов, видеозаписей экскурсий по селу;

-привлечение родителей к проведению групповых совместных мероприятий и экскурсий; создание родителями видеоматериалов и фотовыставок;

- активное участие родителей в выставках и видеопрезентациях детского сада «Осень на Алтае», «Зима в нашем селе», «Весенний вернисаж», «Наша семья», «Генеалогическое древо моей семьи», «Любимый сердцу уголок».

5. Итогово-диагностический этап.

Диагностика образовательной деятельности, на заключительном этапе работы позволили выявить положительные изменения в использовании регионального компонента, заключающиеся в умении педагогов интегрировать его в содержание тематики обязательной части образовательной программы, изучать материал с учетом особенностей нашего региона. Заинтересованность педагогов с большим стажем работы, и начинающих специалистов доказывает актуальность проблемы по использованию регионального компонента в образовательной деятельности. Используемые формы работы оказались очень действенными.

Итоговые результаты освоения регионального компонента.

– Ребенок любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Алтайский край, город Барнаул на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения – первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

-Эмоционально-отзывчивый

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальных особенностей Алтайского края. Знает стихи, легенды, уважаемых людей края. Уважает труд взрослых разных сельских профессий (механизатор, хлебороб, доярка). Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к малой родине.

– Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Отражает знания об Алтайском крае, селе, в котором живет, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций. Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.

Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.

Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного села, района, края. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Вывод проведенного мониторинга в ДОУ:

Реализация Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС в нашем ДОУ успешно выполняется и направлена на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории Алтайского края, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчет. Мониторинг по бегу в подготовительной к школе группе с детьми ТНРФотоотчет. Мониторинг по бегу в подготовительной к школе группе с детьми ТНР Мне попались на глаза фотографии моих выпускников 2018года. Садик наш работает с детьми с ТНР (тяжелое нарушение речи) Поступление в школу.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию "РЕЧеЦВеТИК" предлагаю календарно-тематический.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Фрукты и ягоды
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мониторинг эффективности вариативной части общеобразовательной программы ДОУ
Опубликовано: 11 марта 2020 в 16:53
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки