Беседа «Мордовские народные сказки»

Татьяна Кольцова
Беседа «Мордовские народные сказки»

Беседа «Мордовские народные сказки»

Задачи:

развитие интереса к литературным произведениям, желание слушать, рассказывать их, рассматривать книги;

совершенствование навыков чтения; ознакомление с устным народным творчеством мордовского народа;

обогащение словарного запаса детей;

воспитание интереса к русскому и мордовскому народному фольклору;

воспитание дружбы, взаимопомощи, доброты, милосердия на примере героев сказок; привитие любви к родному краю.

Ход занятия.

Организационный момент.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши любимые сказки.

- Сегодня, ребята, мы поговорим о сказках. Для вас я собрала и подготовила выставку книжек. В каждой из них живёт сказка и ваши любимые сказочные герои.

2. Беседа про сказки.

Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Сказка – это удивительный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. В них, как известно,случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,

Русская народная, но доселе модная!

- Для начала предлагаю поиграть в игру. Я вам называю слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. А вы должны назвать имя или название предмета полностью.

Иван – царевич

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик – побегайчик

Лисичка – сестричка

Мишка – топтыжка

Сестрица – Алёнушка

Братец – Иванушка

Конёк – Горбунок

Жар – птица

Серый - волк

Василиса – Премудрая

Марья – Искусница

Царевна – лягушка

Шапка – невидимка

Ковёр – самолёт

Меч – кладинец

Скатерть – самобранка

Мир сказок огромен, почти как планета. Но сказки бывают разные – народные и авторские.

- Какие сказки называют народными, а какие авторские? (ответы детей)

- Авторская сказка придумывается одним человеком – автором. А народная сказка устно передавалась от бабушек и дедушек к мамам и папам, а они передавали ее своим детям. Так у сказки оказывалось много авторов. И каждый рассказчик что-то изменял и добавлял новое в свою сказку.

А сейчас я вам прочитаю сочиненную мною сказку. Вы ее послушайте и посчитайте, сколько сказок здесь перепуталось.

«Салат из сказок»

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба.Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду в проруби, рыбу половлю, как меня лиса научила». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках.Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!».А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню.Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью».Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).

Здесь перепутались разные сказки: народные и авторские, русские и иностранные.

3. Беседа про мордовские сказки.

Каждый народ всегда сочинял свои сказки. Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.

Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними.

Сегодня мы поговорим о мордовских народных сказках. Сказка по - мордовски ёвкс. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. А сказочников в старину называли бахарями. В те давние времена грамотный человек был большой редкостью, поэтому сказки сочинялись и передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.

И только во второй половине 19 века ученые филологи стали ездить по деревням, собирать и записывать мордовские сказки. Благодаря ним мы можем узнать, как раньше жил мордовский народ, что ел, что носил, чем занимался, во что верил, что любил и что осуждал.

А так как мордовский народ всегда жил рядом с русским, то и в сказкахможно найти много общего: сюжет, главные герои, волшебные предметы.

Какие сказки бывают по жанру? (Бытовые, волшебные, о животных).

Бытовые сказки.

Из бытовых сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Женщины носили «панар» - вышитые рубахи. На груди носили большое количество украшений. Это бусы, медные и серебряные подвески и конечно нагрудные «сюлгамы». Это украшение носили на груди, как бы закрывая ее от болезней и злых духов. Оригинальным и единственным в своем роде украшением был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 лет и носили всю жизнь. Красивы были женские головные уборы «панго». Каркасом для панго служила кора дерева, ее обтягивали красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом и украшалось вышивкой. На ногах носили лапти и сапоги.

Ели кашу, щи, хлеб, а пили «пуре» - хмельной квас.

Маму ласково называли «аквай», а старшую сестру «патькай».

Занимались огородничеством, охотой, рыболовством, различными ремеслами.

Сказки про животных.

Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

• Какие мордовские сказки вы читали?

• Чему учат нас сказки?

Чтение сказки «Как собака друга искала».

• С кем хотела подружиться собака?

• Что вышло из этой дружбы?

• Кто же оказался настоящим другом?

• Почему человек не ругает собаку, когда она ночью лает?

• Собака – самый верный друг. Она никогда не предаст своего хозяина.

Вывод: Если хотите завести собаку, хорошо подумайте, сможете ли вы за ней ухаживать, не надоест ли она вам, чтобы потом она не оказалась на улице.

Волшебные сказки.

Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить людям. Сейчас я вам дам описание мордовского сказочного существа, а вы назовите его имя.

Вирява – пожилая злая хозяйка леса.

Виряня – добрая молодая хозяйка леса.

Ведява – русалка, хозяйка воды.

Варда – злое сказочное существо, ведьма.

Юртава – домовая, покровительница двора.

Бурьяга – сказочный персонаж, напоминающий Бабу - Ягу.

Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой.

Что нового вы узнали из мордовских сказок? Чему учат нас сказки?

Вывод: Сказка – ложь, да в ней намёк –

Добрым молодцам урок.

7. Чтение сказки “Вирява”.

8. Обобщение.

Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет,ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки. Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Шерстяной клубочек, в сказку нас веди,

Скатерть - самобранка, помоги в пути.

Зайчики, медведи, мыши и петух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста во время прогулки в зимний период «Народные приметы» Цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями зимой; формировать представление о том, что о погоде можно узнать не только от синоптиков,.

Беседа «Народные промыслы Нижегородского края. Городецкая роспись» (старший дошкольный возраст) Цель: познакомить с городецкой росписью Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Беседа для детей старшего возраста «Народные промыслы Нижегородского края. Казаковская филигрань» Филигрань - один из древнейших видов обработки металла. В России один из крупнейших центров находится в селе Казаково Вачского района..

Беседа «Народные промыслы Нижегородского края. Полхов-майданская роспись» (старший дошкольный возраст) Цель: знакомство с П-М росписью. Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он.

Проект «Русские народные сказки» Проект. «Русские народные сказки» Подготовили проект: воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н. В., Гордеева Н. Ю.

Презентация проекта «Русские народные сказки» Детей нашей второй младшей группы очень увлекает чтение сказок, но в современном мире полном разнообразных мультфильмов, книг про супергероев,.

Презентация «Русские народные сказки» 1. Авторы проекта: Максименко Анна Алексеевна 1.2 Челябинская область 1.3 г. Миасс 1.4 МБДОУ «Детский сад № 39» 2. Описание проекта.

Проект «Русские народные сказки о животных» Проект «Русские народные сказки о животных» Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный. Участники проекта: дети группы, воспитатели,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Беседа «Мордовские народные сказки»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 21:37
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки