Гузялия Владимирова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Задачи руководства:
1) Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей среде: расширять представления детей о труде взрослых — работников речного транспорта (капитана, рулевого, кока, механиков, боцмана).
2)Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игр и выполнение правил и норм поведения. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
3) Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарищей по игре, справедливо решать споры. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности. Воспитывать чувство коллективизма
II. Подготовка к игре:
1) план подготовки к игре «Корабль»
Дата
Изготовление атрибутов
Обогащение впечатлениями
Обучение игровым приемам
февраль
-изготовление таблицы с названием корабля «Победа».
изготовить ленту с флажками.
Сделать цепь с якорем.
Изготовить спасательный круг, штурвал, наушники
написать записку
сделать «пропуска» с изображением предметов
-Чтение художественной литературы: В. Коржиков «Морской сундучок»,С. Сахарнов «Два радиста».
-разучивание песни моряка:
Мы поднимаем якоря и отплываем чуть заря.
Море зовет, ветер поет. Вперед! (3р.)
Мы поднимаем якоря и отплываем чуть заря.
Помни свой край! Не унывай! Прощай! (3р.)
-просмотр фрагмента м/ф «Приключения капитана Врунгеля».
-м/ф «Приключения Робинзона Крузо»
-просмотр видеоролика в котором будет видно какие функции выполняет каждый член корабля.
Рассказать обязанности капитана, матросов, боцмана.
показать как пользоваться рацией
-как «поднимать» якорь
2)
Сюжеты
Роли
Атрибуты
Игровые действия
Речевые обороты
Корабль
Палуба
Отплытие
Шторм
Поломка
Спасение Робинзона
1. Капитан
2. Механик
3. Радист
4. Матросы
5. Робинзон
Сделать подборку виде материала на тему «моряки».
Табличка с названием корабля «Победа», «пропуски», лента с флажками, компас, фуражка, рация, наушники, спасательный круг, цепь с якорем, записка с просьбой о помощи, компас, рупор, двигатель.
1. Капитан дает распоряжение механику, матросам, радисту; определяет курс корабля по компасу;
2. Механик пытается наладить управление кораблем;
3. Радист подает сигнал СОС по рации;
4. Матроса смывает за борт;
5. Робинзон видит корабль, привлекает внимание;
1. Отдать швартовый!
Поднять якорь! Полный вперед! Передать радисту, чтобы он отправил сигнал СОС! Человек за бортом! Шлюпки на воду и спасательный круг! Стоп машина!
2. На корабле произошли неисправности в управлении! Есть капитан! Ваш приказ выполнен поломка устранена!
3. Есть товарищ капитан! Говорит «Победа» наши координаты!
4. Есть товарищ капитан! Разрешите обратиться!
Сопутствующие сюжеты
Магазин
1. Продавец
2. Мама
4. Дочка
Халат, касса, деньги, чеки, рабочий стол, табличка «администратор», микрофон план магазина, товары, кошельки, пакеты.
Продажа сувениров;
В магазине дочка потеряла свою маму. Мама подходит к администратору и просит помочь найти дочь, та объявляет по микрофону, где встретиться мама с дочкой.
1. Здравствуйте.
Проходите пожалуйста!
Чем могу помочь?
Я бы вам посоветовала.
Спасибо за покупку.
Приходите к нам еще!
2. Помогите пожалуйста найти мою дочь, в таком большом магазине.
3. Хорошо, успокойтесь, присядьте.
Люда Иванова, подойди к столу администратора на 2-ом этаже, тебя ждет мама!
3) Схема игрового пространства
В спальне «построить» корабль, остров и магазин — в группе, в игровой зоне.
III. Ход игры.
1. Звучит тревожная мелодия. Воспитатель:
- Ребята, пока вы спали, к нам в группу, залетела экзотическая птица и принесла записку! В ней написано, что один человек попал на необитаемый остров и нуждается в нашей помощи! Я, решила плыть ему на выручку!
2. -Но, к сожалению у меня нет корабля, что же делать? (изображаю расстроенный вид). Дети предлагают построить корабль.
-Да, ребята вы правы — нужно построить корабль, а затем отправляться в плаванье. Из чего будем строить?
Совместно с детьми стоим корабль из любых предлагаемых детьми предметов, воспитатель не строит, а лишь наблюдает и если дети забыли какую-либо важную деталь, (штурвал, двигатель и т. п.) напоминает им об этом.
(- А, мы случайно ничего не забыли).
-Ребята, а на чем еще можно отправиться в плавь (пароход, лодка, надувной плот и т. д.).
Каждый ответивший правильно, получает «пропуск» с изображением предмета который используется в профессиях связанных с игрой (бескозырка, рация, бинокль, гаечный ключ., так распределяются роли для игры. Воспитатель исполняет роль юнги.
- Мы отправимся в путешествие по морю к далеким берегам не знакомого острова. Как вы думаете, что еще нам нужно для того, чтобы игра была интереснее? Ответы детей: форма, шлюпки, рация, рупор, спасательный круг и т. д. Воспитатель помогает разобрать все атрибуты для игры и переодеться в «костюмы».
3. - Капитан отдает команду: «Отдать швартовый! Поднять якорь!».матросы выполняют команду и корабль медленно отплывает. Капитан смотрит в бинокль — нет ли встречных судов и отдает команду: «Полный вперед!». Путешествие началось. Капитан, ориентируясь на компас, отдает команды «Право руля! Лево руля!»
Юнга (В, вносит и включает вентилятор (имитация ветра, включает звуки шторма:
- Товарищ капитан. Разрешите обратиться? Кажется надвигается шторм!
Юнга (В) включает вентилятор на полную мощность, начался шторм. Во время шторма юнга изображает падение за борт и просит, о помощи. Матросы бросают спасательный круг. Капитан отдает приказания: «Стоп машина», «Спустить шлюпку на воду!». Совместными усилиями дети спасают воспитателя.
Юнга говорит:
-Разрешите обратиться? Кажется, я слышу какой стук в двигателе, возможно возникли неполадки.
Капитан:
- Да, я и правда слышу какой-то стук, механик все ли в порядке с двигателем?
Механик отвечает, что нет. (если-да, то можно посмотреть пробоины в обшивке, можно сбиться с курса, сесть на мель т. д.)
Капитан отдает распоряжения : механику- устранить неполадки, радисту- передать по рации сигнал СОС, матросам -проверить состояние корабля.
Механик отвечает «так точно капитан!» и идет чинить мотор. Радист передает сообщение по рации «СОС, после шторма не работает двигатель! Наши координаты.». Матросы осматривают корабль. В это время, воспитатель, с помощью подручных средств «делает» остров и приводит туда Робинзона.
После нескольких попыток двигатель заводится и механик сообщает, что корабль готов плыть дальше. Радист отправляет по рации сигнал, что все в порядке и корабль отправляется дальше. Капитан смотрит в бинокль и видит остров на котором Робинзон пытается привлечь внимание. (машет руками, прыгает и т. д.). корабль медленно причаливает к берегу острова. Капитан : «Шлюпки на воду!», все высаживаются на берег. После чего, все вместе переправляются на корабль и отплывают домой.
Юнга;
- Товарищ капитан, мы получили радиограмму о том, что на нашем пути есть магазин где можно приобрести сувениры!
Капитан:
Держать курс на «Магазин»! Право руля! Полный ход!
Причалили к магазину, покупка сувениров.
Если игра, по каким-либо причинам, получается не интересной то можно ввести неожиданную ситуацию: «Потерялась мама в магазине.».
4. Если дети забыли как правильно и вежливо общаться, какие должен отдать распоряжения капитан, то можно напомнить взяв на себя роль юнги «товарищ капитан, разрешите обратиться! Корабль не двигается с места, так как забыли вытянуть якорь!».
По ходу игры давать оценку : «Какой находчивый, отважный, смелый капитан не растерялся когда начался шторм!», «Какие ловкие матросы, быстро спасли утопающего!», «Какой профессиональный механик, сам починил двигатель не дожидаясь помощи!».
«Какие вежливые продавцы!», «Какой компетентный администратор!»
«Какие все вежливые и доброжелательные!», «Все готовы придти на помощь людям попавшим в беду!
IV. Окончание игры.
Создание игровой ситуации:1. После покупки сувениров везем их домой.
- Ребята мы с вами приобрели сувениры, давайте теперь порадуем своих родных и близких подарками!
2. -Ребята, наверное наш Робинзон очень соскучился по дому, давайте отвезем его домой.
V. Оценка игры
- Кто лучше всех справился с ролью? Почему вы так думаете?
Ребята веселая получилась у нас игра?
Мы дружно играли?
Дать конкретную оценку кому-то из детей, отметить положительные моменты, наиболее удачные. Если что-то не получилось, то нужно спросить ребят почему это произошло. Предложить эту роль другому ребенку.
Ребята, а как бы вы хотели поиграть в следующий раз, например путешествуя по реке Волга? Что могли бы придумать?
Послушать высказывания детей, одобрить их.
В заключение прочитать стихотворение В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк.»