Ольга Скрипкина
Можно ли организовать проектную деятельность на занятиях с дошкольниками? Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на то, что проектная деятельность так широко входит в образовательный процесс, возникает ряд вопросов. А может ли проект быть краткосрочным? Существует ли проектная деятельность в рамках одного занятия? В каком возрасте лучше начинать заниматься проектной деятельностью и какой она должна быть?
Публикация «Можно ли организовать проектную деятельность на занятиях с дошкольниками? Из опыта работы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время существует мнение, что обучение по методу проекта должно начинаться со средних классов, по крайней мере, в начальной школе. Таким образом, дошкольное образование часто остается в стороне от этой проблемы.
Итак, давайте знакомиться. Я - педагог дополнительного образования, веду с дошкольниками в студии раннего развития детей «Маленькая школа» занятия по математике. Два года назад стала применять метод проекта на занятиях. Почему он меня заинтересовал? Известно, что дети - исследователи по своей природе. Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, стремление к познанию, но почему-то они редко проявляются в ситуации традиционного обучения. Еще Ж. Пиаже, говоря о традиционном подходе к обучению, подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, взрослые лишают их шанса сделать собственное открытие. Гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольника. Ребенок идет в первый класс как в новый мир, в котором ему откроется множество интересных вещей.
Задача педагога, воспитателя дошкольного образования - оправдать эти надежды, не погасить потребность в познании.
Использование в дошкольном образовании проектного метода обучения помогает решить эту непростую задачу. В течение двух лет я использовала один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений - метод проектов, чтобы превратить почемучку-дошкольника в маленького исследователя.
В результате пришла к выводу, что метод проекта - это возможность для ребенка делать что-то самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности и знания, это деятельность, в которой ребенок может проявить себя, попробовать свои силы и показать публично достигнутый результат. Важно то, что результат деятельности - найденный способом решения проблемы, ситуации - носит практический характер, имеет прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для самого ребенка.
Труднее всего приходилось при постановке проблемы, выборе темы проектирования. Приходилось учитывать несколько важных, на мои взгляд, правил.
Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его, быть оригинальной, в ней необходимы элементы необычности и неожиданности. Тема должна быть выполнима, сочетать желания и возможности ребенка. С выбором темы не стоит затягивать, так как большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать приходится быстро, пока интерес ребенка не угас. Постепенно, как показал опыт, интересы становятся устойчивыми. Проекты в дошкольном образовании - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Постоянно приходится учитывать, что возможности малышей имеют предел и не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
Но на собственном опыте я убедилась, что все-таки это возможно.
В качестве примера приведу описание некоторых проектов, проводимых мною на базе студии «Маленькая школа» с детьми старшего дошкольного возраста.
В рамках темы «Числа и цифры» проектная деятельность осуществлялась с целью формирования у дошкольников понятия числа через практическую деятельность.
Перед педагогом стояли задачи:
- определить дидактические и методические средства для реализации проекта;
- сформировать у детей знания о числах и цифрах;
- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в рамках проекта;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки дошкольников.
Стратегией и механизмом реализации проектов «Числа и цифры» стали:
- создание наглядно-демонстрационного стенда для детей и родителей «Знакомимся с числом»;
- создание необходимой дидактической базы (числовые карточки и т. д.);
- конкурс для детей и родителей «Чего и сколько?»;
- совместная творческая работа детей и родителей «Числа в жизни» (рисунок, коллаж, поделка);
- выставка творческих работ детей и родителей.
К примеру, при работе над проектом «Знакомство с числом и цифрой 6», дети выполняли следующие задания:
- найти среди изученных новую цифру;
- обвести новую цифру в тетради, оживить ее, раскрасить;
- выложить цифру 6 из счетных палочек (либо из фасоли, веревочки и т. д.);
- подобрать такое количество раздаточного материала, которое соответствовало бы составленной цифре (работа с кубиками Никитина, составление схем);
- написать цифру 6 в тетради;
- назвать место числа в числовом ряду (соседи);
- сравнить число 6 с другими (> < =);
- раскрыть состав числа (с использованием наглядности).
Задания для родителей в рамках проекта «Знакомство с числом и цифрой 6» :
- найти и выучить с детьми стихи, поговорки, скороговорки, считалки с числом 6;
- читать детям русские, а также бурятские и эвенкийские народные и литературные сказки с числом 6;
- придумать самим сказку или задачку с числом 6.
Итоговым продуктом проекта в результате явилась презентация о числе и цифре 6, придуманная, красочно оформленная и представленная родителями вместе с детьми.
Реализация проектов с разными цифрами под общим названием «Числа и цифры» принесла ряд конкретных результатов:
- появление постоянно действующего стенда для детей и родителей по знакомству с числами;
- наличие и дальнейшее пополнение дидактической базы;
- как показали результаты анкетирования родителей, конкурс и совместная творческая работа способствовали возможности семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка.
Итоговым результатом проектов «Числа и цифры» по окончании изучения всех цифр явилась выставка творческих работ детей, где каждый ребенок нарисовал свой домик, в котором живут все цифры.
Целью второго проекта под названием «Знакомство с геометрическими фигурами треугольник и квадрат» явилось формирование представлений детей о геометрических фигурах.
Задачами проекта были :
- знакомство с геометрическими фигурами;
- формирование и обогащение знаний о геометрических фигурах треугольник и квадрат;
- развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
- стимулирование познавательной активности, создание условий для исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
- создание благоприятных условий для совместной деятельности с родителями.
В проектную деятельность входили следующие задания:
- найди в окружающей обстановке изучаемые геометрические фигуры;
- представь фигуру с помощью стихотворения (Е. Паин «Квадрат и треугольник»);
- сравни треугольник (квадрат) с другими фигурами;
- вырежи фигуры из бумаги;
- построй фигуры из счетных палочек;
- преобразуй одну фигуру в другую путем удаления нескольких палочек;
- сложи три треугольника из семи палочек;
- сложи геометрическую фигуру из частей (головоломки «Пифагор», «Танграм»);
- разбей геометрические фигуры на части путем разрезания и др.
Задание для родителей в рамках проекта – найти стихи и сказки о изучаемых геометрических фигурах.
Итогом проведения проекта «Знакомство с геометрическим фигурами треугольник и квадрат» стала совместная презентация родителей и детей о данных фигурах, творческая работа – аппликация из изучаемых фигур.
Опыт практической работы в студии раннего развития дошкольников показал, что благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Формирование и развитие данных качеств на базе студии способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе.
Б. Шоу говорил: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого будет по две идеи». Знаний много не бывает, и значит, творческий и думающий педагог дошкольного образования обязательно найдет что-то интересное в опыте других.