Татьяна Люльченко
Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В мире волшебных кулис»
(из опыта работы)
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12
ст. Каневской Люльченко Татьяна Владимировна
Слайд №1;
Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи.
Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Для этого в своей педагогической деятельности я широко использую различные виды театров.
Публикация «Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира.
Слайд №2;
Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Театр способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь.
Слайд №3;
Театрализованная игра – это творческая деятельность. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок.
Действующие лица становятся литературными героями, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.
Слайд №4
В своей работе я использую различные виды театрализованных игр.
Игры – драматизации, где каждый ребёнок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитываю произведение (2-4 раза); для обыгрывания более сложных произведений подбираю иллюстрации, слайды, грамзаписи.
Игры с настольным театром. Действия с предметами, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет.
Игры детей с различными видами театров – фланелеграф, магнитный, пальчиковый, настольный, перчаточный, бибабо, марионетки. Необходимо научить детей действовать с фигурками, сочинять движения и речь героев.
Слайд №5
Театр, театральная деятельность, театрализованные игры способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Слайд №6
Литературные произведения, особенно русские народные сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, они учат дружбе, доброте, смелости. Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания.
В своей педагогической деятельности я ставлю следующие задачи:
формировать интерес детей к театрализованной деятельности через чтение литературных произведений;
развивать умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки и других рассказов;
развить фразовую и диалогическую речь;
учить грамотно и правильно оформлять свои высказывания;
развивать воображение, творчество, навыки импровизации.
Слайд №7
Для всестороннего развития моих воспитанников я создаю следующие условия:
воспитываю интерес к различным видам театральной деятельности;
придаю большое значение настрою детей на «сказочное» занятие. В занятие ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
Речь моя всегда эмоциональна и выразительна;
побуждаю детей к речевой активности на протяжении всей педагогической деятельности;
повторяю театрализованные игры через определенные промежутки времени. Потому что дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
поощряю воображение и творческий подход к инсценировкам;
удовлетворяю желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;
поощряю детей за выполняемые движения, слова, импровизацию;
Важно помнить, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить;
Слайд №8;
Одним из основных средств развития личности ребенка является предметно-развивающая среда.
Это уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряженья, наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр». Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, магнитная доска, ширмы).
Слайд №9
В процессе игр дети учатся действовать с кукольными персонажами.
действия детей осуществляется по ролям.
Литературная деятельность строится через монологи и диалоги между собой. Дети исполняют знакомые песенки от лица персонажей, инсценируют, приплясывают и т. д.
Слайд №10
С раннего возраста я помогаю детям вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
Использую хорошо известные детям произведения с моральной идеей, с персонажами.
Развиваю интерес к различным видам театров, театрализованной деятельности, через оснащение театрализованных игр разнообразными костюмами, шапочками, игрушками и другим оборудованием.
Для развития интереса использую различные игры, где сочетается речь и имитация движений. Это пальчиковые, дидактические и подвижные игры, игры – ситуации.
Слайд №11
В нашей группе я разместила разнообразные виды театров:
-бибабо;
-настольный театр (бумажный, деревянный, резиновый);
-пальчиковый театры (вязанный, бумажный);
-перчаточный театр;
-плоскостной (шагающий);
-театр шапочек и масок;
-кукольный театр;
-театр на фланелеграфе;
-магнитный театр;
-ложковый театр;
-театр на палочках;
-теневой театр;
Слайд №12
Настольный театр игрушек
В этом театре используются самые разнообразные игрушки: фабричные или сделанные своими руками из природного и любого материала, главное, чтобы игрушки устойчиво стояли на столе.
Слайд №13;
Настольный театр картинок
Все картинки, персонажи и декорации должны быть двухсторонними, так как в игре, дети поворачивают их. А чтобы фигурки не падали, их ставят на опоры которые могут быть самыми разнообразными.
Слайд №14
Теневой театр вернее было бы сказать театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги или картона. Представления можно показывать и с помощью рук изображая животных и птиц.
Слайд №15
Театр на фланелеграфе. Рассказывая сказку, дети выкладывают не фланелеграфе героев в том порядке, в каком они появляются.
Слайд №16
Театр Бибабо. Водящий одевает таких кукол на руку и действует в основном за ширмой.
Слайд №17
Театр ростовых кукол. Слово «Ростовые» означает, что куклы выполнены в человеческий рост.
Чаще всего, это герои мультфильмов.
Слайд №18
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
Слайд №19
Театр марианетки. «Марианетка» - это разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей
Большинство из перечисленных видов театра сделаны своими руками и с помощью родителей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, функциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими, которые могут стать основой для последующих драматизаций.
Система работы основана на повышении интереса малышей к театрализованной деятельности за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры - забавы, аттракционы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься. В занятие вводят персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
Итак, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр-занятий можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.