Жанна Головко
Музыкальная сказка как модель совместной творческой деятельности взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38
муниципального образования Абинский район
ДОКЛАД
Музыкальная сказка, как модель совместной творческой деятельности взрослых и детей.
Подготовил музыкальный руководитель
Головко Жанна Викторовна
п. Пролетарий
2020 год
Публикация «Музыкальная сказка как модель совместной творческой деятельности взрослых и детей» размещена в разделах
Музыкальная сказка, как модель совместной творческой деятельности взрослых и детей
Слайд 1
Слайд 2
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок, музыки, творчества.
Без этого он засушливый цветок».
В. Сухомлинский
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе.
Сегодня мы с вами поговорим о музыкальной сказке, как модель совместной творческой деятельности взрослых и детей в рамках музыкального воспитания.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детьми дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Неслучайно, одной из пяти тем программы О. Радыновой «Музыкальные шедевры» является тема «Сказка в музыке», которая обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
Слайд 3
Актуальность проекта
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Но в настоящее время гаджиты вытеснили живое слово сказки и театрализацию их из семейного воспитания. Это привело к эмоциональной бедности души и равнодушию. Настала потребность вернуть традиции.
Слайд 4
Цель проекта
- развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства;
- развитие у детей способности создавать сказочные образы в процессе музыкальной деятельности;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей в семейном театре.
Слайд 5
Задачи проекта
Образовательные:
- развивать умения создавать выразительный образ персонажа, соотносить характер действий, героев, настроения, движения с характером музыки;
- воспитывать эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
Развивающие: развивать традиции семейного чтения.
Воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Слайд 6
Проблема.
Дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Родители мало уделяют внимания чтению русских народных и зарубежных сказок.
Слайд 7
Целевая группа проекта: дети смешанной дошкольной группы; музыкальный руководитель; родители воспитанников; воспитатель смешанной дошкольной группы.
Жизненный цикл и этапы реализации краткосрочного проекта
Сроки реализации проекта: с 10.01.2020 г. по 28.02.2020 г.
Слайд 8
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 10.01.2020г. по 20.01.2020г.)
2. Основной (с 22.01.2020г. по 21.02.2020г.)
3. Заключительный (с 24.02.2020г. по 28.02.2020г.)
Слайд 9
Программа проектных мероприятий
№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный
Этап 1
1. Изучение научно-методической литературы (Радынова О. П., «Музыкальные шедевры», «Сказка в музыке» Музыкальные инструменты» - М. :ТЦ Сфера, 2016) Методический кабинет 10.01.2020
–
20.01.2020 Музыкальный руководитель
2. Анализ интернет-ресурсов по данной теме (Сайт «Маам. ру», «Копилка уроков», «Музыкальная копилка». Методический кабинет 10.01.2020
–
20.01.2020 Музыкальный руководитель, воспитатель
3. Подбор необходимых материалов: репродукций и музыкального оформления создание фонотеки. Библиотека, музыкальный зал 10.01.2020
–
20.01.2020 Музыкальный руководитель, воспитатель, родители воспитанников
4. Организация консультации для родителей на тему: «Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 1) Приёмная смешанной дошкольной группы 10.01.2020
–
20.01.2020
Музыкальный руководитель, воспитатель, родители
Слайд 10 Этап 2
1. Организованная образовательная деятельность (далее – ООД). Смешанная дошкольная группа 22.01.2020 г. Музыкальный руководитель, воспитатель
2. Чтение художественной литературы Смешанная дошкольная группа 22.01.2020
–
21.02.2020 Воспитатель
3. Просмотр мультипликационных фильмов («Волк и семеро козлят»,Союзмультфильм,1984 г.
«Самый маленький гном». Союзмультфильм, 1977. Смешанная дошкольная группа 22.01.2020
–
21.02.2020 Музыкальный руководитель, воспитатель
4. Организация информационного стенда для родителей «Сказка в музыке» Смешанная дошкольная группа 22.01.2020
–
21.02.2020 Музыкальный руководитель
5. Творческая мастерская по изготовлению костюмов Дом 22.01.2020
–
21.02.2020 Воспитанники, родители воспитанников
Слайд 11 Этап 3
1. Проведение праздника для детей и родителей, показ музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» Смешанная дошкольная группа 28.02.2020 год Музыкальный руководитель, воспитатель
2. Презентация проекта «Музыкальная сказка, как модель совместной творческой деятельности взрослых и детей» на педагогическом совете ДОУ Смешанная дошкольная группа Март 2020год Музыкальный руководитель, воспитатель
Слайд 12
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1. Приобщение детей к музыкальной культуре, традициям и творчеству русского народа, любовь к сказкам и театральной деятельности.
2. Укрепление сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников; формирование интереса детей и родителей к сказке.
3. Формирование эмоционально-эстетических ориентаций детей, использование различных средств выразительности;
Слайд 13
Риски реализации проекта и пути их преодоления.
Риски Условия возникновения Пути преодоления
Мотивационные
Недостаточная активность родителей Консультация для родителей на тему: «Необходимость сотрудничества родителей, детей и педагогического коллектива для достижения общих целей» (Приложение 2)
Организационные Непосещение детского сада детьми, по различным причинам. Здоровьесберегающие технологии. Перенос даты проведения.
Слайд 14, 15, 16
Заключение
Проект «Музыкальная сказка, как модель совместной творческой деятельности взрослых и детей» показал, что познавательный интерес к искусству у детей смешанной дошкольной группы довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
Равчеева И. П. «Настольная книга музыкального руководителя»/ Волгоград: Учитель, 2014.
Радынова О. П., «Музыкальные шедевры : Программа. Настроения, чувства в музыке» - 2-е изд., перераб. – М. :ТЦ Сфера, 2016.
Радынова О. П., «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» - М. :ТЦ Сфера, 2016
Радынова О. П., «Музыкально-художественная деятельность в детском саду : современные проблемы и решения. //Справочник музыкального руководителя», 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г.
Интернет-ресурсы:
Сайт: «Маам. ру» - учебные материалы для детского сада www.maam.ru/detskijsad/-skazka-v-muzyke.html
Сайт: «Копилка уроков» https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/rolmuzykalnoiskazki
Сайт: «Мир знаний» https://mirznanii.com/a/180474/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rebenka
Приложение 1
Консультация для родителей ДОУ на тему:
«Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста»
Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.
Для прослушивания музыкального произведения у ребё нка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.
Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.
Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребё нка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».
Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приё мы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.
Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.
Приложение 2
Консультация для родителей на тему:
«Необходимость сотрудничества педагогических работников дошкольной образовательной организации, родителей и детей для достижения общих целей»
«Детство – это важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за
руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Индивидуальность, как известно, формируется в семье. Именно поэтому как для родителя, так и для педагога важно наладить сотрудничество друг с другом. Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы должно быть основано на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и ДОО к ребенку и друг другу;
- систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогических работников ДОО и родителей;
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Сотрудничество создает условия для позитивного взаимодействия между детьми в процессе достижения общей цели.
Мудрое решение этой задачи предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя вылечить. Если же мы объединимся с тобой, то вместе победим болезнь». Так, в «педагогическом треугольнике» противоречия можно разрешить четким и ясным определением целей всех сторон в этом взаимодействии :
– установление эмоционально положительных взаимоотношений педагогических работников, родителей, воспитанников, стремление всех участников к сотрудничеству;
– всестороннее изучение ребенка;
– правильный выбор взрослыми методов нравственного воспитания в различных жизненных ситуациях;
– приобщение ребенка к решению серьезных нравственных проблем
Возможности сотрудничества:
- развивает коммуникативные и личностные качества воспитанников;
- повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения детей;
- формирует навыки социального и делового общения;
- развивает способность к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;
- создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей детей.
Основные принципы сотрудничества:
- взаимосвязь членов группы;
- личная ответственность каждого;
- равная доля участия каждого члена группы;
- рефлексия (обсуждение группой качества работы и эффективности совместной деятельности с целью дальнейшего их совершенствования).
Как научить сотрудничеству?
Ни одно сообщество людей (профессиональное или дружеское, детское или взрослое) не может обойтись без сотрудничества. Готовность и умение «работать в команде» последнее время стали ценными качествами, которые упоминают в резюме, развивают на корпоративных тренингах.
Научить успешно сотрудничать можно и в любом детском коллективе, стоит только немного изменить традиционные подходы.
Прежде всего, следует осознать направленность собственных педагогических воздействий и отказаться:
а) от сравнения детей;
б) от оценивания, даже безобидными способами вроде выдачи «звездочек» или «жетонов»;
в) от чрезмерного увлечения играми-соревнованиями. Детское сообщество не должно быть конкурентным и агрессивным.
Это не означает того, что не надо замечать и развивать лидерские качества. Обязательно надо. Но не за счет других детей.
- Как можно чаще использовать в речи местоимение «мы», «мы старшая группа», «мы непоседы», «мы замечательные ребята» и т. д.
- Предлагать детям задания, которые нужно выполнить вместе, - коллективные однодневные и многодневные работы по созданию коллажей, макетов, декораций и пр.
- подчеркивать вклад каждого, не ограничиваясь отчетом «ответственного за работу».
- Задавать детям вопросы о вкладе каждого в общее дело, о самочувствии, об удобстве, о желании продолжить совместную работу.