Папки-передвижки

Муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года». Публичная лекция (4 фото)

Юлия Лукьянцева
Муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года». Публичная лекция
▼ Скачать + Заказать документы

«Публичная лекция»

Тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности воспитанников при организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

».

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

К. Д. Ушинский.

Публикация «Муниципальный этап профессионального конкурса „Воспитатель года“, Публичная лекция» размещена в разделах

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «поддержка детской инициативы в различных видах деятельности», необходимая для создания социальной ситуации развития детей. Также ФГОС дошкольного образования нацеливает нас на «поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС дошкольного образования, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: «проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;»

Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста?

Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума. Инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

Выделяют четыре сферы инициативы:

коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Воспитателю, важно владеть способами поддержки детской инициативы, тактично сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты, необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно и получали от этого удовольствие.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.

5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

7. Поощрять различные творческие начинания ребенка;

8. Создавать для ребенка все необходимые условия для поддержки инициативы в любом виде деятельности.

Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал и т. д. Дети должны приобретать опыт практической, творческой, поисковой деятельности.

Именно поэтому особое внимание в своей лекции хочу уделить организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

ФГОС дошкольного образования прописывает требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В моей группе развивающая предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого у меня в группе организованы разные зоны: зона сюжетно-ролевых игр, центр физического развития, уголок сенсорики, центр строительно-конструктивных игр, центр игр с песком и водой и другие.

Для развития у дошкольников инициативности и самостоятельности я активно использую разные режимные моменты и виды деятельности:

игры, позволяющие шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах практической деятельности;

продуктивные виды деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация;

самостоятельная деятельность детей.

элементарные формы бытового труда.

Исходя из выше сказанного можно признать, что детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

И в заключении своей лекции я хочу привести слова Ш. А. Амонашвили «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года». Публичная лекция
Фото «Воспитатель года»
Муниципальный этап профессионального конкурса . Публичная лекция - фото
Фото №1 Публичная лекция Тема Поддержка детской инициативы и самостоятельности

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Что такое счастье, воспитание и человек» публичная речь на конкурсе «Воспитатель года» Здраствуйте. Начать свое выступление хочу с небольшой притчи. Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки,.

Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года»Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» Уважаемые коллеги, в апреле месяце мне довелось быть в роли зрителя на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».

Фотоотчет конкурса «Воспитатель года 2020 Бийского района»Фотоотчет конкурса «Воспитатель года 2020 Бийского района» В этом году мне посчастливилось быть в жюри на самом интересном и творческом конкурсе «Воспитатель года 2020 Бийского района». 25 октября,.

Фотоотчет о республиканском этапе конкурса «Воспитатель года-2018»Фотоотчет о республиканском этапе конкурса «Воспитатель года-2018» Предоставить возможность педагогическому сообществу демонстрировать результаты своего интеллектуального труда с целью.

Лауреат муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года 2018»Лауреат муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года 2018» Уважаемые коллеги и гости моей странички. В этом году я приняла участие в муниципальном конкурсе "Воспитатель года 2018" Хочу сказать,.

Победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»Победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» Дорогие друзья, уважаемые коллеги, позвольте мне поделиться с вами радостью. Сегодня состоялась торжественная церемония награждения участников.

Презентация портфолио для конкурса «Воспитатель года — 2018» Эссе. "Почему я работаю в детском саду?" Задав однажды себе этот вопрос, я сразу с легкостью на него ответила. «… Быть может, труд наш.

Сценарий конкурса «Воспитатель года-2020»Сценарий конкурса «Воспитатель года-2020» Сценарий конкурса «Воспитатель года-2020» Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поприветствуем друг друга на нашем, очень значительном.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Видеовизитка для конкурса «Воспитатель года Ейского района-2019» Я Музер Зоя Петровна, воспитатель первой квалификационной категории. Представляю свой любимый детский сад №21 с. Александровка Ейского района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года». Публичная лекция
Опубликовано: 27 марта 2020 в 19:06
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года». Публичная лекция» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лукьянцева (УИ 193269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД