Юлия Лукьянцева
Муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года». Публичная лекция
▼ Скачать + Заказать документы
«Публичная лекция»
Тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности воспитанников при организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
».
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
К. Д. Ушинский.
Публикация «Муниципальный этап профессионального конкурса „Воспитатель года“, Публичная лекция» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «поддержка детской инициативы в различных видах деятельности», необходимая для создания социальной ситуации развития детей. Также ФГОС дошкольного образования нацеливает нас на «поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);»
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС дошкольного образования, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: «проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;»
Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста?
Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума. Инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
Выделяют четыре сферы инициативы:
коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Воспитателю, важно владеть способами поддержки детской инициативы, тактично сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты, необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно и получали от этого удовольствие.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.
5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
7. Поощрять различные творческие начинания ребенка;
8. Создавать для ребенка все необходимые условия для поддержки инициативы в любом виде деятельности.
Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал и т. д. Дети должны приобретать опыт практической, творческой, поисковой деятельности.
Именно поэтому особое внимание в своей лекции хочу уделить организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
ФГОС дошкольного образования прописывает требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В моей группе развивающая предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого у меня в группе организованы разные зоны: зона сюжетно-ролевых игр, центр физического развития, уголок сенсорики, центр строительно-конструктивных игр, центр игр с песком и водой и другие.
Для развития у дошкольников инициативности и самостоятельности я активно использую разные режимные моменты и виды деятельности:
игры, позволяющие шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах практической деятельности;
продуктивные виды деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация;
самостоятельная деятельность детей.
элементарные формы бытового труда.
Исходя из выше сказанного можно признать, что детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
И в заключении своей лекции я хочу привести слова Ш. А. Амонашвили «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».