Света Носкова
Музейная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Актуальность
Публикация «Музейная педагогика» размещена в разделах
Музейная педагогика является инновационной технологией в
сфере личностного воспитания детей, создающая условия
погружения личности в специально организованную предметно-
пространственную среду, формирование нравственно-патриотических чувств у детей.
Основной целью музейной педагогики является :
приобщение подрастающего поколения к культуре своей страны и региона, уважение к другим народам и культурам, воспитание нравственно-патриотических чувств, формирование интереса к самобытности и истории народов нашего края, творческое развитие личности ребенка.
Задачи:
• Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;
• Развитие речи, расширение активного словаря;
• Формирование интереса к самобытности и истории народов нашего края.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
* воспитывать любовь к родному краю, к своей Родине;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов:
На первом этапе детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.
На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс
создания тематического мини – музея : участвуют в сборе
экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.
Для детей всех возрастных групп, это такие методы как:
-погружение в прошлое,
-манипулирование с музейными предметами,
-вопросно-ответный метод,
- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
-обыгрывание ситуаций,
-мини-спектакли,
-смена интерьеров,
-экскурсия по выставке,
-демонстрация экспонатов,
-эвристическая беседа и так далее.
Методы музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях:
Познавательное развитие
Знакомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа.
Речевое развитие
Расширению словаря способствует знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари.
Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы, ИЗО, музыка)
• Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д.)
• Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.
• Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.
Правила музейной педагогики
Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.
Правило второе: Четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
А сейчас вы увидите фотографии наших мини - музеев.
Мини - музей «Русская изба», вначале был оформлен как уголок в старшей группе, со временем решили оформить специальную комнату под русскую избу. Благодаря родителям, жителям нашего поселка и сотрудниками «Русская изба» пополнилась разными предметами старинного быта: костюмами, русской печкой, прялками, самоваром, ткацким станком, веретеном, утюгом, коромыслом, вышитыми рушниками, салфетками, скатертью, глиняной посудой, подзорами, игрушками из веревки и мочала, предметами печной утвари: ухват (рогач) для «ухватывания» горшка из печи.
Мы живем с людьми разной национальности и поэтому возникла идея создать мини-музей «Казахская юрта», где дети знакомятся с бытом, национальной одеждой и музыкальными инструментами казахов.
В этом году создали новый мини-музей «Музыкальных инструментов», где дети с большим интересом знакомятся с разными музыкальными инструментами и музыкальными игрушками. Дети не только их рассматривают, а еще учатся играть на них.
Мини - музеи– это своего рода информационный центр, и культурно-просветительскую работу музея действительно необходимо вести для дошкольников, проживающих в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи.