Анна Рольгейзер
Музыкальная гостиная для педагогов, посвящённая празднику Пасхи.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Показать художественные особенности пьесы П. И. Чайковского «Утренняя молитва».
Воспитывать уважительное отношение к русским традициям, бережное отношение к искусству.
Воспитывать любовь к классической музыке через художественное слово и цвет.
Способствовать формированию и развитию чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему.
Публикация «Музыкальная гостиная для педагогов, посвящённая празднику Пасхи,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Пасха, пасхальная тема
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
М. р. : Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я пригласила вас в музыкальную гостиную. Надеюсь вам будет интересно. Тему нашего вечера я говорить пока не буду. Начнём мы с прослушивания муз. произведения.
Слушание «Утренняя молитва» П. И. Чайковский.
М. р. : Скажите, как она звучит - с радостью или с оттенком грусти? Как бы вы назвали эту музыку (показывает картинки) : «Вечер в лесу», «Гармошка» или «Утренняя молитва»?
Педагоги : «Утренняя молитва».
М. р. : Почему «Утренняя молитва»?
Педагоги : Музыка звучала тихо, передавая тишину раннего утра; похожа на то, как поёт хор в церкви; звучала медленно, спокойно, как молитва.
М. р. : Вы много мне рассказали о музыке, которую услышали впервые, как вы думаете, эта музыка народная или композиторская?
Педагоги : Композиторская. М. р. : Сочинил «Утреннюю молитву» русский композитор Пётр Ильич Чайковский (показывает портрет, годы жизни).
Пё тр Ильич вспоминает: «В утренней молитве мы, ещё ученики младших классов, просили Бога дать нам внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу страны». Став композитором, Чайковский сочинил музыку «Утренняя молитва», которая располагает слушателя к размышлению, раздумью. «Говорящая» мелодия «Утренней молитвы» светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожиданием нового дня.
Послушайте фрагмент «Утренней молитвы» и выберите из предложенных мной те интонации, которые, по-вашему, наиболее подходят к этой музыке. (Педагоги приходят к выводу о том, что в музыке слышны интонации церковного пения.)
Как вы думаете, почему сегодня я предложила вам это муз. произведение?
Педагоги : Потому что скоро праздник «Пасха», православный, церковный праздник. «Утренняя молитва» передаёт настроение праздника Пасхи : тихую радость, надежду на лучшее, ожидание только хорошего. Молитва, Пасха и Храм - слова, которые неразделимы. Пасха - праздник всех людей : и взрослых верующих, и детей.
М. р. : Что вы знаете о традициях русской Пасхи?
Педагоги : Готовят Пасхальные блюда : кулич и крашеные яйца. Обмениваются Пасхальными (крашеными) яичками с близкими, знакомыми, друзьями.
М. р. : Также существуют приметы на этот праздник. Сейчас я вам предлагаю выполнить задание. У вас на столе лежат разрезанные приметы (начало и конец, нужно их правильно составить.
«Приметы»
1. На Пасху небо ясное, солнце играет – к хорошему урожаю и лету.
2. На святой неделе дожди – добрая рожь.
3. На Святой недели гром – к хорошему урожаю.
4. Если на 2-й день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурное сухое.
М. р. : На Пасху звонят колокола; люди ходят в церковь на службу; дети ходят по домам с особыми песнями. Почти повсеместно в первый день Пасхи дома в селении обходили дети с пением под окнами «волочебных» песен. Это называлось «Волочебный обход».
Слушание «волочебных песен»
М. р. : Деревенские ребятишки собирались по 10-20 человек, поздравляли хозяев: «Христос воскрес!», те отвечали: «Воистину воскрес!» и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, сладостями. Не одарить ребятишек казалось зазорным, хозяева ждали «волочебников», как желанных гостей, считая, что от их визита зависит благополучие хозяйства. Угощение выносили во двор или подавали через окно. Также существовало множество интересных игр. Я вам предлагаю игру «Пасхальный клад»!
ПАСХАЛЬНЫЙ КЛАД
Найти клад, выполнив несколько заданий:
1. Сложить пазл (стул). Игрок ищет стул с заданием.
2. Объяснить словами и жестами, что изображено на картинке. (пианино). Игрок подходит к фортепиано.
3. Составь слово по номеру букв в алфавите (подоконник)
4. Загадка:
Плоскость крыши подпирая, я упрусь ногами в пол.
Все меня в квартире знают, берегут и уважают,
Чистой тканью укрывают и зовут с почтеньем. (Стол)
На столе яйцо, в котором лежит клад.
М. р. : С давних времен празднуют у нас Пасху не только верующие, но и далекие от Бога люди. Пасхальные обряды и обычаи никого не оставляют равнодушными. Ровно в полночь перед днем Пасхи в украшенных и ярко освещенных храмах служат заутреню. Священники облачены в самые красивые одежды. Эта служба – торжественный несмолкающий гимн, победа жизни над смертью, примирение Бога с человеком и человека с Богом.
Слушание «Заутренняя»
М. р. : Сейчас опять сделаем небольшую паузу. У вас на столе лежат старинные пословицы. Нужно объяснить их значение.
Пословицы
1. Наш Фадей каравай хлеба с одним яйцом съест (так говорят о прожорливых едоках).
2. Дай ему яичко, да еще и облупленное (посмеиваются над жадными и ленивыми людьми).
3. Хоть черненькая курица, да на белых яичках сидит (замечают краснословы о суровых на вид людях с добрым сердцем).
4. Курочка бычка родила, поросенок яичко снес (говорят, видя завирающегося человека).
М. р. : Всю Пасхальную неделю православный люд живет с Богом, с ангелами, с мыслями об умерших родных и близких. Вот откуда у человека появляется тяготение к посещению в это время кладбища, дорогих ему могил. А в церквях служат службы. Игра на музыкальных инструментах во время церковного пения не разрешается. Поэтому церковное песнопение – это искусство голоса.
Слушание «Церковное песнопение»
В заключении нашего вечера хочется сказать большое спасибо гостям за внимание, примите от меня небольшие подарочки. И закончим наш вечер чаепитием.