Юлия Автаева
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ – отличный способ в привычной для ребенка игровой деятельности активизировать творческое мышление и как следствие-речь ребенка. Но для того, чтобы начать фантазировать у ребенка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.
ТРИЗ на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения и др., - имеет и другую, не менее важную задачу: формирование музыкальных способностей:
Публикация «Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2013
I Ладовое чувство
II Музыкально – слуховые представления
III Чувство ритма
игра «Мастерская музыкальных инструментов»
(Морфологический анализ)
Цель: расширить знания детей о строении музыкальных инструментов; обогатить словарный запас детей (называть детали музыкальных инструментов); учить преобразовывать слова (из двух составлять одно новое).
Правила игры:
I на первом этапе, в процессе знакомства с музыкальными инструментами, детям предлагается рассмотреть строение какого-нибудь одного музыкального инструмента, причем выделяются только крупные, явные детали. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут мастерами, но не обычными, а такими, которые делают музыкальные инструменты. В мастерской можно сделать любой инструмент, но сначала надо узнать, из каких деталей состоит каждый инструмент.
Помимо названий деталей (частей) инструментов детям сообщается мате-риал, из которого они изготовлены, способ звукоизвлечения. Не лишними будут и поэтические строки об инструментах - стихи, загадки. Для составления описательного рассказа об инструменте детям предлагается опорная таблица:
II на втором этапе, после повторения уже пройденного материала, вводятся новые условия:
1. Увеличивается количество деталей, рассматриваемых у одного инструмента.
2. После изучения нескольких инструментов вводится морфологическая таблица (анализ). Начинать эту работу следует с 2 – х инструментов.
После образования нового инструмента идет обсуждение:
- что это? как можно назвать?
- как пользоваться таким предметом? (как на нем играть)
- для чего нужен такой инструмент?
III на третьем этапе изучаются новые музыкальные инструменты, и для морфологического анализа берется сразу несколько инструментов (3-4). Можно давать задание на дом – создать новый инструмент из определенного набора кар-точек. Обсуждение нового, полученного инструмента, проходит так же, как на втором этапе.
игра «Музыкальные яблочки»
(Прямая аналогия)
Цель: учить соотносить музыкальные впечатления с конкретными образами, характером музыки,развивать словарный запас детей (подбор синонимов к слову).
Педагог показывает детям карточку с изображением яблони без яблок и говорит, что эта яблоня-не простая, а сказочная. На ней растут не простые яблочки, а волшебные. Просто так их увидеть нельзя. Яблочки показываются только тогда, когда слышат музыку. Какая музыка - такие яблочки и показываются. После этого педагог исполняет музыкальные фрагменты разного характера. Дети определяют характер музыки и выкладывают яблочки с соответствующим настроением.
игра «Дрова»
Цель: соотносить длительность звука с конкретными образами (длинные и короткие поленья); развивать чувство ритма.
Правила игры:
Педагог рассказывает детям, что в сказке «Гуси-лебеди» живет волшебная музыкальная печка. Она очень любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому она выкладывает ритмический рисунок песенки с помощью поленьев. Длинные поленья - это длинные звуки, а короткие поленья-короткие звуки. После этого педагог-ведущий (а затем ребенок) воспроизводит ритмический рисунок с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента. Дети выкладывают ритмический рисунок с помощью поленьев.
Второй вариант игры (усложнение): Педагог выкладывает ритмический рисунок с помощью поленьев, а дети «прочитывают» его и воспроизводят с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента.
Игра "Черное-белое”
(Хорошо-плохо)
Цель: Учить детей определять качества и свойства предмета; выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны; развивать логическое мышление, речь.
Правила игры:
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.
Например:ПИАНИНО
ХОРОШО:красивое, блестящее, можно играть веселую музыку,на него ставят цветы, в него можно смотреться, как в зеркало.
ПЛОХО: тяжелое, играет слишком громко, надо постоянно вытирать пыль, занимает много места.
игра «Паровозик»
(Оператор РВС- размер, время, стоимость)
Цель: учить детей определять и прослеживать линии развития объекта
Правила игры:
Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики. Выстраивается "поезд времени".
Педагог: Давайте отправим на поезде времени балалайку. На столе вразнобой изображения дерева, пилы, рубанка и т. д. Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.