Папки-передвижки

Музыкально-образовательный проект «Роль творчества П. И. Чайковского в становлении личности дошкольника»

Марта Красноперова
Музыкально-образовательный проект «Роль творчества П. И. Чайковского в становлении личности дошкольника»

Музыкально – образовательный проект для детей старше – подготовительной группы

«Роль творчества П. И. Чайковского в становлении личности дошкольника»

Подготовили:

Музыкальный руководитель

Красноперова Марта Александровна и Педагог дополнительного образования Давлетбаева Надежда Серафимовна (хореограф)

Цель: Приобщение детей к различным видам музыкального искусства на примере творчества П. И. Чайковского

Публикация «Музыкально-образовательный проект „Роль творчества П, И, Чайковского в становлении личности дошкольника“» размещена в разделах

Задачи:

- формировать представление о музыкальной культуре и творчестве композитора;

- знакомить детей с музыкальными жанрами (балет, опера, симфонии);

- расширять кругозор в области «музыкальное искусство»;

- прививать эстетический вкус у детей

Пусть музыка всегда живет,

И радость всюду побеждает! Пусть сердце русское поет!

Чайковского повсюду знают

Музыкальная встреча № 1

Ход мероприятия: Звучит отрывок из балета «Щелкунчик». Дети входят в зал и рассаживаются. Слушают музыку.

М. Р. Дети, кто написал эту удивительную музыку? (Ответы детей). Да, это музыка Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. Жил он более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня!И наш город с гордостью носит имя великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского. Посмотрите на его портрет!Мама была его первым учителем и научила играть его на рояле. Став взрослым и уже известным композитором, Петр Ильич Чайковский не забыл свои детские впечатления и написал маленькие пьесы, которые объединил под названием «Детский альбом» А сегодня хочется вам рассказать о волшебных инструментах, которые звучат в произведениях этого великого композитора.

Ведущая:Зовут его красиво, звонко,

Но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки.

Наш инструмент зовётся…

Дети: Арфа!

Ребё нок: В симфоническом оркестре

Её голос самый главный,

Самый нежный и певучий,

Коль смычком проводишь плавно,

Голос трепетный, высокий мы узнаем без ошибки

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Дети: Скрипка!

Ребё нок: Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где-то струйка звенела.

А может, в траве колокольчик звенел?

А может, не птичка, а ветер свистел?

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка…

Дети: Флейта!

Ребё нок: Смычком по струнам проведу

И сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет,

Звучать по-разному он может:

То нежно, ласково, легко.

То низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт

И сразу за душу берёт.

Не контрабас и не свирель, зовут его…

Дети: Виолончель!

Педагог: Последняя загадка самая трудная.

Инструмент, как пианино,

Но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины,

Слышен нежный перезвон,

Если клавиш кто коснётся.

Как же инструмент зовётся? Челеста!

М. Р. Челеста (по - итальянски - небесная, прозрачная) Похоже на очень маленькое пианино. Это клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки. (дети рассматривают пианино внутри) А привез Петр Ильич этот инструмент из Франции. Звучит челеста в балете «Щелкунчик», сопровождая танец Феи Драже. Звук её будто хрустальный: высокий, нежный, звенящий.

Звучит музыка Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Кстати, композитор Чайковский много путешествовал по разным странам. Вот и в балете «Щелкунчик» композитор создал музыку тех стран, из которых в Россию ввозились в те годы шоколад, кофе, чай. Это танцы, которые носят яркий национальный характер.

Рассмотрим каждый танец отдельно.

Дети слушают танец Шоколада (испанский танец)

М. Р. Звонкий голос трубы выводит горделивую, стремительную мелодию, ему аккомпанирует ритмичный сухой треск. Это щёлкают кастаньеты, испанские национальные инструменты, обычно сопровождающие народные танцы. Композитор ввёл их в оркестр, чтобы придать танцу испанский колорит.

Звучит танец Арабского принца (Кофе).

М. Р. В арабском танце Чайковский использовал подлинный восточный напев. Плавную задумчивую мелодию с яркими восточными украшениями нежно поют скрипки. Им подпевает гнусавый голос английского рожка, тихо позвякивает бубен, звучат голоса альтов и виолончелей. Подобный аккомпанемент тонко подражает звучанию народных инструментов Востока. Музыка так красочна, так живописна, что словно видишь танцующих арапчат: скользят в плавном танце их блестяще-коричневые гибкие тела.

Дети слушают китайский танец «Чая»

Танец «Чай» представляет собой яркую сценку. Смешные китайские куклы-болванчики прыгают, вертятся, как заводные, забавно качают своими головками.

В этом танце очень интересно, по-особому звучат инструменты оркестра: мелодию пронзительно высвистывают флейты-малютки (по-итальянски флейты-пикколо) в самом высоком своём регистре, а сопровождение поручено фаготам, которые усердно трудятся, «ворчат» в низком регистре.

На балу в честь Мари и Принца танцуют также куклы: русские матрёшки, пастухи и пастушки.

Звучит танец Пастушков

Грациозные пастушки танцуют, подыгрывая себе на камышовых дудочках. В оркестре пастушеские свирели изображают три солирующие флейты. Им композитор поручил светлую, красивую мелодию пасторального характера. А лёгкий, воздушный фон создают струнные, играющие «пиццикато» (приём, когда музыканты играют на струнах не смычком, а пальцем, щипком). Такое изящное звучание мелодии в оркестре напоминает старинную французскую музыку 18 века.

Это звучали инструменты. Как вы думаете, где во время спектакля располагаются музыканты?

Зрительская половина театра – праздничная, нарядная: обшитые бархатом кресла, на стенах резные украшения, позолота.

С другой стороны – театральная сцена, это сердце театра.

А между залом и сценой – яма. Для чего же она нужна?

В балетном театре спектакль сопровождается игрой большого оркестра. Он – то и размещается в оркестровой яме – так называется углубление для оркестра.

Яма – довольно глубокая, вся заставлена стульями и подставками для нот. А впереди небольшое возвышение. Это место дирижёра.

А зачем нужен дирижёр?

А затем, чтобы музыканты, играя, не сбились и ничего не перепутали. Он как капитан корабля следит за тем, чтобы судно не сбилось с курса.

Входящие в зрительный зал слышат гомон настраиваемых инструментов: скрипичные пассажи, переливы флейты, звуки трубы. Это последние минуты перед открытием занавеса.

А какие инструменты звучат в оркестре?

Ответы детей. Давайте посмотрим на музыкантов в оркестровой яме. Я буду ваш дирижер. (дети занимают места в оркестре)

Оркестр «Неаполитанская песенка»

М. Р: Мы с вами сегодня окунулись в волшебный мир музыки, а помог нам в этом необыкновенно талантливый композитор Петр Ильич Чайковский.

Музыкальная встреча № 3

Звучит отрывок из балета «Щелкунчик». Дети входят в зал, который празднично украшен.

М. Р - Ребята, сегодня мы собрались в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о творчестве великого русского композитора, а какого именно вам подскажет музыка.

Звучит отрывок из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».

Дети:П. И. Чайковский.

М. Р. – Совершенно верно. Вот и портрет Петра Ильича Чайковского. Я повесила его на самом почетном месте.

(Оглядывается и видит пустую рамку, а под ней в беспорядке лежат портреты многих композиторов).

- Ребята, посмотрите, портрета П. И. Чайковского нет в рамке, наверное Мышиный король пробрался сюда и попытался испортить нам праздник. Вы поможете мне привести всё в порядок. Нужно среди этих портретов найти портрет Петра Ильича Чайковского.

Дети находят портрет, и он занимает почетное место в рамке.

- Как называется музыкальная сказка, где вместо слов звучит музыка и исполняются танцы?

Ответы детей.

- Правильно. Это – балет. А какой балет Петра Ильича Чайковского вы знаете?

Ответы детей.

- Вот знание именно этого балета нам предстоит выяснить в музыкальной викторине.

Первый наш конкурс – конкурс музыкальный. Вам необходимо определить название музыкального отрывка, подняв вверх руку, назвать

его.

- вальс цветов

- танец Феи Драже

- марш оловянных солдатиков

Второй конкурс называется «Угадай картинку»

Дети из предложенных фотографий – иллюстраций выбирают сцену из балета «Щелкунчик»

Третий конкурс носит название «Найди и расскажи»

На столе разложены предметы

-На чем играли герои, которые помогали победить мышинное войско?

(На трубе, на рояле, на скрипке, на барабане)

- С помощью чего сражался Щелкунчик с мышиным королем (палкой, кирпичом, саблей, пистолетом)

- С чем танцевали китайские гости, приглашенные на бал? (С ленточкой, с мечом, с веером, с обручем)

- Как победила Мари мышиного короля, запустив в него… (платок, яблоко, яйцо, туфельку)

На этом мы заканчиваем наши музыкальные встречи по творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского, но не заканчиваются ваши открытия в мире музыки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Для вас, родители, о работе музыкального руководителя» Для Вас, родители, о работе музыкального руководителя. За несколько лет работы музыкальным руководителем детского сада и, общаясь с родителями,.

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-образовательный проект «Роль творчества П. И. Чайковского в становлении личности дошкольника»
Опубликовано: 15 июня 2014 в 19:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД