Лилия Кинаш
Музыкально-эстетическое воспитание с использованием традиций русской национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью русской национальной культуры. Это искусство влияет на формирование художественно - эстетических вкусов детей, их духовного облика. Наш детский сад не может оставаться в стороне от народных традиций, русского фольклора, которые складывались веками в народе и передавались подрастающим поколениям.
На музыкальных занятиях большое внимание уделяется воспитанию детей на народных традициях, обычаях, приметах, на произведениях устного народного творчества. Здесь звучат народные песни, частушки, прибаутки, ведутся разговоры о старине, быте, труде, жизни наших прабабушек и прадедушек. Показываются некоторые предметы быта прошлых лет: старинная утварь, костюмы, вышитые вручную нашими предками.
Публикация «Музыкально-эстетическое воспитание с использованием традиций русской национальной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
На занятиях дети знакомятся с народными песнями Воронежского края в исполнении Воронежского хора имени Пятницкого и его первой солистки М. Н. Мордасовой. Её задорный, вечно молодой голос особенно нравится ребятам в песнях «Валенки», «Тимоня», «Я на горку шла», «Семеновна». Дошкольники с удовольствием слушают эти замечательные песни и танцуют под их сопровождение разнохарактерные танцы: яркую, зажигательную «Барыню», шуточные «Валенки» и «Мотаню», водят спокойные, красивые хороводы «Прялица», «Березка». Вся наша работа с детьми направлена на подготовку прекрасных по своей красоте и содержанию праздников на Руси, которые пришли к нам из прошлого. Праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Все народные праздники очень тесно связаны с религиозными, что придает им возвышенность, святость, оригинальность и неповторимость. Наша культура, история, православие – основа духовной жизни русского человека, приход каждого времени года на Руси сопровождался определенными песнями, танцами, обрядами - таков был русский обычай. Так осень в России связывали с несколькими датами.
Сентябрь. Семенов день – праздник «Осень, осень, в гости просим!». С этими словами дети бегали по двору и закликали осень. С Семенова дня начиналась короткая долгожданная пора теплого бабьего лета. Поэтому в народе говорили: «Семен лето провожает, бабье лето наводит». К этому дню старались завершить жатву и сев озимых: «В Семен – день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони». В этот день в России отмечали отлет гусей и журавлей. Наши дети очень любят этот праздник и с огромным интересом ждут встречи с красавицей – девицей Осенью, одетой в красивый русский костюм и венок из желтых, багряных листьев. В детском саду проводятся посиделки «В гостях у бабушки Арины», «Праздник урожая» или тематический концерт «Слава хлебу на столе!».
Октябрь. День Покрова Пресвятой Богородицы осмысляется с первым зазимьем. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». C Покрова крестьяне готовили свои дома к зиме, затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». Начинали топить избы как раз в это время. К Покрову завершался выпас скота, и начинались первые осенние торги, ярмарки, игрались свадьбы. Праздник Покрова детский сад встречает «Осенней ярмаркой» или посиделками «Ой, тари, тари, тари, купим Маше янтари!».
Ноябрь. В этом месяце в русском народном календаре выделяется праздник Кузьмы и Демьяна – это святые покровители всех ремесел и домашней птицы. В русском фольклоре эти святые были связаны с кузнечным делом. «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать», «Не заковать реку без Козьмодемьяна». Этот день на Руси относился к числу девичьих праздников. Девушки собирались на вечеринки, приглашали парней, угощали их ужином, затем начиналось веселье – игры, пляски, хороводы, ухаживания. В детском саду это время отмечается следующими мероприятиями: «Кузьминские вечеринки», «В гостях у Курочки - рябы» или «Куриные именины».
Декабрь. Праздник Нового года, несомненно, самый любимый в народе. По старому народному календарю в конце декабря наши предки готовились к великому празднику Рождеству Христову, к Святкам разучивали колядки, и в это же время наступал Новый год. Но по новому стилю он наступает в конце декабря, до Рождественских вечеров. Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Именно о чистоте душевной и думали наши прадеды, встречая Новолетье. На Руси есть такая примета: «C кем встретишь Новый год – с тем его и проживешь!» Поэтому праздник этот считался семейным. Наши предки дорожили своей семьей, миром между собой. Они говорили: «Деревня велика миром», «У кого в доме мир и благодать, тому с небушка Бог знает что подать». Люди от всей души желали друг другу счастья, любви, добра, почета и богатства. Все эти традиции дошли и до наших дней. Ребята в детском саду с нетерпением ждут этот праздник, готовят вместе с родителями красивые костюмы, разучивают песни, стихи, танцы, поздравления. На Новогоднем карнавале их всегда ждут интересные встречи со сказочными персонажами и, конечно же, с любимым Дедом Морозом и Снегурочкой.
Январь. Сразу же после Новогодних представлений весь коллектив детского сада вместе с детьми готовится к Рождеству Христову. Этот праздник у нас стал уже традиционным и любимым ребятами. Дети надевают русские народные костюмы, разучивают песни-колядки, мастерят из соломы или фольги многолучевую рождественскую звезду, приносят мешочки с зерном из дома, приглашают своих пап и мам. Праздник Рождества Христова проходит в полумраке, при свечах, в спокойной уютной домашней обстановке. Все поздравляют друг друга и желают радости, добра, любви.
Февраль. Следующий русский народный праздник – «Великая Масленица», которая длится, целую неделю, и каждый день имеет свое название и свои традиции. Это один из самых веселых, разгульных праздников русского народа, Масленицу в народе называют честной, широкой. В России было принято в эти дни делать чучело из соломы, наряжать его и водить по улицам. Катание с гор на вениках и рогожах, кулацкие бои, пение озорных частушек, шутки и прибаутки, дразнилки и загадки, настоящие ряженые – все это происходит как на старинном русском празднике и у нас в детском саду. Дети воочию убеждаются в том, что не зря в народе говорят: «Без блинов не все Масленица, без пирогов не именины». Блин – это символ возрождающейся жизни, круглый как солнце. С Масленицы начинается весна. Ее чучело сжигается, зима провожается в дальний путь, а весна вступает в свои владенья. Долго вспоминается этот веселый праздник народными поговорками: «Не житье, а Масленица», «Не все коту Масленица» и т. д. После этого праздника в старину жители всех деревень принимались за подготовку к весеннему севу…
Март. Весна! Какой она будет? Что с собой принесет? На эти вопросы люди находили ответы в старинных приметах: «Март с водой, апрель с травой», «Длинные сосульки – к длинной весне», «Рано затает – долго не растает». После Масленицы в марте происходит вторая встреча весны. В народе этот день называют «Сороки, Сорок Сороков, Сорок мучеников». По народному поверью в этот день прилетает много разных птиц (40 птиц). Исстари на Руси пекут в этот день из хлебного теста жаворонков. Дети на восходе солнца влезали на крыши домов и пели песенки – заклички. Зазывали весну: «Приди, весна, с радостью, с милостью…». Природа под дыханием весеннего ветра менялась не по дням, а по часам. В народе рождались загадки, пословицы о природе. Ребята с удовольствием отгадывают затейливые загадки о природе и вместе с ней радуются приходу весны. Наши дошколята с огромным удовольствием отмечают «Праздник птиц»: разучивают песни, стихи; рисуют, лепят из теста и пластилина, конструируют из бумаги разных птичек, мастерят скворечники для них.
Апрель. В этом месяце в старину отмечался «Праздник праздников», великий день – Пасха. Наш детский сад отмечает этот праздник каждый год. Ребята узнают много нового из библейской литературы о символике яйца, о народном искусстве украшения яиц. Сами расписывают яички и потом дарят их родителям как сувениры, рисуют пасхальные открытки, разучивают пасхальный обычай – хождение волочебников: мальчики и девочки колядуют, а родители одаривают их. Праздник заканчивается народными играми и чаепитием.
Июнь. По народному календарю этот месяц начинается с праздника «Троица», «Праздника русской березки», еще в старину его величали «Семик». Это праздник летнего цветения, свежей зелени, встреча с миром во всей его красе. В этот день воспитатели рассказывают ребятам о том, как Ветхий Завет придал этому празднику особый смысл, о заповедях Господа Бога, о добре и зле, о братской любви. Дети с удовольствием плетут венки, водят на улице хороводы вокруг березок, наряжают березовое деревце в платье и вплетают в его ветки ленточки, поют веселые песни, катаются на качелях и устраивают веселые игры. Словом, провожают весну и встречают красное лето с радостью и любовью!
Июль. В давние времена в этом месяце русские люди отмечали праздник Ивана Купала. Мы, тоже, стараемся рассказывать ребятам по - больше об этом замечательном празднике. Проводим его в виде спортивного развлечения с настоящим морским владыкой – Нептуном, с русалками и разбойниками. Здесь дети играют в мяч, участвуют в разных эстафетах, соревнованиях. Огромное значение уделяется экологическому воспитанию дошкольников: проводятся беседы о целебных свойствах растений, о правильном использовании их. Активно проводится закаливание детей.
Август. Богат этот месяц праздниками. Это Илья – пророк, яблочный и медовый «Спас». Илья – грозный Бог, громовержец, носитель дождя, освободитель родников и подземных вод, приносящий стужу в реку. Не случайно народная мудрость гласит: «До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекою прощается», «На Илью до обеда лето, а после обеда – осень», «Илья жатву начинает, а лето кончает». С этого дня в России начиналась жатва и сенокос. В яблочный и медовый Спас все в детском саду угощают друг друга, едят мед с булкой и сочные, спелые яблоки. Все наши рассказы дети слушают очень внимательно, задают свои интересные вопросы – значит, все это им понятно, близко.
Такая система воспитания народной педагогикой, на мой взгляд, необходима. Ребенок начинает осваивать народные традиции с малого возраста, и это делает нашу работу с детьми более насыщенной, интересной. Изучение истории родного края, обрядов и обычаев, творческого наследия русского народа воспитывает у детей уважение к прошлому, гордость за свою Родину.
Список литературы
1. Баранова О. Г., Зилина Т. А. «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря». Иллюстрированная энциклопедия. - Санкт – Петербург: «Искусство – СПБ», 2001г.
2. Забыдин М., «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»,- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996г.
3. Науменко Г. М., «Фольклорный праздник в детском саду и в школе». Пособие по экологическому образованию дошкольников по программе «Наш дом – природа». – Москва: изд. «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.