Алёна Леканцева
Музыкальное интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Хлеб-всей жизни голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб - всей жизни голова.
Программное содержание. Закреплять представления детей о хлебе. Расширять диапазон знаний о том, как рождается хлеб. Формировать нравственно-патриотические чувства. Развивать художественное восприятие через исполнение потешек, песен, танцев, просмотр презентации. Продолжать развивать музыкально - ритмические способности детей с помощью музыкальной подвижной игры. Учить детей исполнять песни при помощи мнемосхем. Активизировать детей, вызывать желание включиться в беседу, проявить самостоятельность и инициативу в продуктивной деятельности. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду.
Публикация «Музыкальное интегрированное занятие в подготовительной к школе группе „Хлеб-всей жизни голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Предварительная работа. Воспитатель: разучивает с детьми стихи, попевка по теме; подготавливает приспособления для работы с тестом; перед занятием заранее замешивает дрожжевое тесто совместно с детьми.
Музыкальный руководитель : разучивает с детьми хоровод «Русская душа», песню «Песенка о хлебе» («Муз. рук.) №5.2014, песню «Русская сторонка» (М. р. №4.12) речевые игры «Мукомол», логоритмическую игру «Печём пироги», частушки, песни- попевки, разучивание «осенней польки»
Ход занятия:
После того как дети вошли в зал, поздоровались, педагог обращается к ним:
Здравствуйте, желанные гости мои! Вот и снова мы с вами встретились в пору багряную, осеннюю. Осень золотистая — хлебом колосистая!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Поклонясь, отведать просим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук! (Слайд №1 «Каравай»)
Педагог с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль.
1-й ребенок:
Этот наш обычай вечный —
Из далекой старины:
Честь гостям
и радость встречи —
Словно символ доброты!
Педагог: Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей — это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли —хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
2-й ребенок:
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Педагог: Из маленьких зернышек растут хлебные колоски. (Слайд №2 «Колосья»). Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (Дети отвечают.) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым. Вы знаете такие песни? Давайте споём!
Дети исполняют народные песни-попевки «Нива золотая», «Расти, рожь» (журнал «Музыкальный руководитель»№5, 2010).
1. Нива золотая, (Слайд №3 № «Нива»)
Добра, медовая,
Принеси нам хлеба,
Стебелек до неба.
2. Расти, рожь, большая,
Вот такая,
Расти, копна золотая,
Вот такая!
Педагог: В наш век, век техники и электроники, хлеб всё равно дается нелегко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.
Дети читают стихи Т. Шорыгиной.
3-й ребенок:
За лесами, за лугами (Слайд №4 «Трактора»)
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
4-й: На широкие долины (Слайд №5 «Сеялки»)
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно —
Сеют сеялки зерно.
5-й: Сколько в это зернышко (Слайд №6, «Зерно»)
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
6- й: Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук. (Слайд №7 «Хлеборобы»)
7- й: Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною. (Слайд №8 «Нива золотая»)
И слышит страна:
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора. (Слайд №9 «Комбайны»)
8-й: Каждому знакомы Слайд №10 «Хлеб»)
Мудрые слова:
Хлеб — хозяин дома,
Всему он голова!
9-й: Силою державы
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве — царь!
Педагог: ребята, а какие хлебобулочные изделия вы больше всего любите?
Дети отвечают. (Слайд №11 «Хлебобулочные изделия»)
Педагог: Я предлагаю вам испечь пироги.
Игра с детьми «Печем пирожки»
Дети (хором) :
Засучим рукава, вымоем руки;
Точим ножи. (трут ребра ладоней друг о друга, произносят: «вжик-вжик!»)
Рубим капусту. ( стучат ребром одной ладони по другой: «тук-тук!»)
Просеиваем муку. (выполняют движение «сито», произносят «шик-шик!»)
Разбиваем яйцо. («Бум - чпок!»)
Сыплем соль и сахар. («Пыш-пыш!»)
Греем молоко. ( поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди: «Ш-ш-ш-ш». Дуют вниз на руки и опускают их) .
Выливаем молоко. («Булъ-булъ»)
Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?
Дети (по очереди).
- Хочешь есть калачи - не сиди на печи!
- Труд кормит, а лень портит!
- Ржаной хлебушко пшеничному дедушка!
- Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
- Плох обед, коли хлеба нет!
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит.
- Летний день год кормит!
- Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!
- Будет хлеб - будет и песня!
Песня «Песня «Песенка о хлебе» (М. р. №5. 2010)» (Индивидуальная)
Педагог. Чтобы наших гостей угостить, нужно самим пирогов напечь, самых настоящих. Мойте руки, надевайте фартуки, колпаки, подходите к столам. (На столах для каждого ребёнка разложены доски, мисочки с мукой, начинкой для пирогов, блюдо с комочками теста. Педагог уточняет, что прежде всего нужно для приготовления хлеба. Дети называют: мука, вода, дрожжи и соль.) Что положено в сегодняшнее тесто, какое оно?
Дети. Мы добавили в тесто молоко, дрожжи, масло, яйца, сахар, чтобы было вкуснее. Тесто получилось сдобное, дрожжевое.
Дети посыпают доски мукой, берут комочек теста и изготавливают изделие по своему выбору: лепёшку, крендель, булочку, пирожок с начинкой и др. Укладывают получившееся изделие на противень, смазанный маслам, педагог смазывает взбитым яйцом каждое изделие и передаёт противень на кухню. Детям предлагается привести в порядок своё рабочее место, вымыть руки, снять фартуки.
Педагог. Пока пироги в печи пекутся, можно играть, хороводы водить, песни петь.
Далее проводится речевая игра с движением «Мукомол» (народная потешка).
Дети встают в круг, в центре - ребёнок-ведущий. Рядом с ним корзина с мячами диаметром 8-10 см.
Дети: Мукомол, мукомол, ты нам зёрна смолол (дети, взявшись за руки, идут простым хороводным шагом вокруг «мукомола»; «мукомол» в это время выполняет скользящие хлопки,
А теперь из муки всё, что хочешь, пеки! (На слово «пеки» дети останавливаются, а «мукомол» берёт мячи в обе руки и отдаёт его стоящим рядом двум детям.)
Пышки для мышки,
Сайки для зайки,
Для ежей отличные
Бублики пшеничные!
(Передают мяч другим детям на ударные слоги в каждой строке. При повторе последних четырёх строк потешки дети подкидывают и ловят мяч в соответствии с ритмом слова. Остальные дети ритмично хлопают. При повторном проведении игры выбирается новый ведущий, в движения с мячом включаются другие дети.)
1. Начинаем петь частушки.
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2. А мы в Киренске живем,
Сушки, пряники жуем.
Булочки и крендельки,
Кулебяки, пирожки.
3. Прянички печатные
До чего ж нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
4. Ты прости меня, Надюша,
Что тебя обидел,
Я пирог твой откусил,
А тебя не видел.
5. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Не один его я съем,
Разделю ребятам всем.
6. Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали.
Педагог: Пора-то у нас осенняя, предлагаю детям исполнить «Осеннюю польку» .
«Осенняя полька»
Педагог: Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. Научитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай — сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: «Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит». Верно, не заметит. Человек не воробей. Да не в этом дело. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу своё почтение. Пренебрежение к нему — когда большие и маленькие куски кидаем в мусорное ведро. Хлебушек так вольно, как теперь, не всегда лежал на столе.
У России-матушки много плодородных земель, засеянных рожью и пшеницей.
Ребенок читает стихи С. Савинова «Родина».
Вижу чудное приволье.
Вижу нивы и поля —
Это русское раздолье.
Это русская земля.
Песня «Русская сторонка» (музыка и слова С. Е. Кожуховской) (м. р. №4.2012)
Педагог: Вы запомните, дети, (Слайд №12 «Каравай»)
Золотые слова:
Хлеб — всему голова!
Хлеб — всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Ребенок: Людям — хлеб.
Детям — мир,
Пусть начнется дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу — дружное «ура!»
Педагог: Вот и наши пироги поспели!
Хлеб растят с любовью,
Ешьте на здоровье!