Наталья Костюкова
Музыкальное воспитание в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в современном музыкальном воспитании актуальной проблемой является поиск новых путей обновления методов, технологий и содержания образовательных программ, необходимых для реализации творческих потребностей обучающихся. Музыкальное воспитание играет одну из главных ролей в развитии и формировании эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка.
Публикация «Музыкальное воспитание в современном детском саду» размещена в разделах
Художественно-эстетическоевоспитаниестановится единственным помощником духовно-нравственного становления личности, где технический прогресс и информационные технологии стали для всех нормой жизни. Формированию нового общественного сознания подрастающего поколения способствует только художественно-эстетическоевоспитание.
Многовековой опыт показал, что только музыкаможет оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, влиять на физиологию и психику человека. Она занимает значительное место в системе общего воспитания.
Таким образом, участие музыки в воспитательных целях приобрело актуальность в современной жизни.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнить впоследствии. Поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Как говорил Аристотель: «По средствам мелодии и ритма можно вызывать любые чувства. Следовательно, при помощи музыки, человек приучается испытывать правильные чувства, таким образом, музыка обладает силой формировать характер». Слушая музыку, дети получают воспитание и понятие о добре и зле, о героизме и трусости.
Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:
воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки;
обогащать впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты.
Через музыкальные занятия у ребенка развиваются чувство прекрасного, эстетический вкус, а также через музыку ребенок познает мир, поведение людей, жизненные ситуации, которые отражены в музыке. Не зря Платон говорил: «Музыкальное воспитание - намного более действенный инструмент, чем любой другой, потому что и ритм, и гармония проникают в самые сокровенные уголки души, закрепляются там и при правильном воспитании придают душе человека привлекательность и изящество».
Процессмузыкального воспитания и формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольноговозрастаопирается на 4 основных подхода:
1. Культурологический подходобеспечивает развитие и становление культурной личности детей дошкольного возраста. В детском саду и семье должно быть целостность культурно-образовательного пространства, в котором представлены творения культуры и разнообразные культурные образцы, воспитывающие человека культуры.
2. Системно-деятельныйподход. Дает возможность детям самостоятельно искать новую информацию, в результате которой происходит открытие новых умений и знаний.
3. Средовой подходвключает в себя предметно-пространственную, образовательную и развивающую деятельность, наполненную художественно-образным материалом имузыкально-эстетическим содержанием.
4. Аксиологическийподходпозволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения детейк культурным и общечеловеческим ценностям.
Таким образом, все подходыпри организации образовательной деятельности с детьми в условиях дошкольнойорганизации позволяют педагогическому коллективу обеспечивать современноекачество образования в результате всестороннего изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников, их способностей и интересов. Дошкольный возраст проявляет инициативу и самостоятельность; подвижен, владеет основными движениями, контролирует их и управляет ими; обладает развитым воображением; обладает элементарными представлениями из области музыки. Развивать творческое отношение к музыкепрежде всего в такой доступной для детей деятельности, как применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок и передача образов в музыкальных играх и хороводах. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др. Большое значение развитию слуха, как основы воспитания любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского). Без музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения с ней.
По выражению Д. Шостаковича: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать динамическое развитие образов.
Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать.
Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.
Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Д. Шостакович.