людмила жукова
Музыкальное занятие «Детский альбом» П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие на тему : «Детский альбом» П. И. Чайковского
Цель: знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.
Публикация «Музыкальное занятие „Детский альбом“ П, И, Чайковского» размещена в разделах
Образовательные: формировать основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
Развивающие: развивать слуховое внимание и музыкальную память. Способствовать развитию у детей изобразительных навыков. Развивать умение воплощать музыкальные впечатления в рисунке.
Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания. Воспитывать культуру речевого общения.
Планируемые результаты
- Сформированы представления об истории создания «Детского альбома»;
- Дети способны отличать звучание пьес из «Детского альбома»;
- Дети испытывают потребность в восприятии музыки П. И. Чайковского
Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, мультимедийная система, столы (по количеству детей, альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования.
Музыкальный материал :
1. «Сладкая греза»
2. «Марш деревянных солдатиков»
3. «Вальс»
4. «Новая кукла»
Конспект музыкального занятия для воспитанников 5-6 лет по теме:
«Детский альбом» П. И. Чайковского
Дети входят в зал по «Марш деревянных солдатиков»
Музыкальный руководитель приветствует их, просит присесть на стульчики.
Муз. рук:
Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его….
Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора – П. И. Чайковского. Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Она радует и волнует наши сердца. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г.
(Звучит «Сладкая греза»).
Муз. рук: Это произведение Чайковский назвал «Сладкая греза». Греза – это мечта, сон. Понравилась вам музыка?
Дети: Да!
Муз. рук: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?
Дети: … (мечтательная, певучая, красивая, добрая и так далее).
Муз. рук: Все правильно говорите. О чем вам думалось, мечталось?
Дети:….
Муз. рук: А меня эта музыка как бы перенесла в те далекие времена, когда жил Петр Ильич Чайковский. Я вспомнила интересную историю. Однажды, Петр Ильич гостил у сестры в большом красивом доме. У сестры были дети, которых Чайковский очень любил. А особенно он подружился с племянником – Володей. К мальчику в гости приходили его друзья, поиграть, повеселиться. И Чайковский захотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых бы рассказывалось, чем они занимаются в течение дня, в какие игрушки играют, какие нянины сказки и мамины песенки слушают. Петр Ильич сочинил целый альбом интересной музыки и назвал его «Детский альбом». Как вы думаете, ребята, почему Чайковский так назвал свою музыку?
Ответы детей.
И сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому». Музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх.
На день рождения, Володи подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Послушаем, какую же музыку про солдатиков сочинил Чайковский.
(Муз. рук. исполняет фрагмент «Марш деревянных солдатиков»).
Муз. рук: Дети, вы вспомнили, что это за музыка?
Дети: Марш!
Муз. рук: Правильно, это марш, под который вы вошли. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?
Дети: Бодро, отрывисто, весело, радостно, озорно.
Муз. рук: Какое настроение у солдатиков?
Дети: Веселое, бравое.
Муз. рук: Посмотрите, меняется ли характер музыки
(исполняет среднюю часть). Изменилось настроение?
Дети: Да, стало настороженнее.
Муз. рук: Да, музыка стала затаенная, приглушенная, настороженная, как будто в пути солдатикам встретилось что-то необычное. Но солдатики не испугались, и музыка опять звучит вот так.
(звучит первая часть).
Давайте поиграем в солдатиков? И своими движениями постараемся передать характер и настроение музыки. А что бы вам было интересней, я под эту музыку вам спою.
Раз, два, четким шагом дружно все отрядом
Мы в дозор выходим в час ночной.
Рады нам игрушки, зайцы и лягушки,
И кивает кукла головой.
Но за поворотом, лишь пройдем к воротам,
Кто-то страшный прячется от нас.
А в лесу у елок из густых иголок
В нас нацелен желтый волчий глаз.
Но шагает гордо, ставит ногу твердо
Деревянных воинов отряд.
Мы стоим на страже, нам никто не страшен.
Будет нам наградой куклы взгляд!
(по окончании дети садятся на стулья).
Муз. рук: Молодцы, ребята, хорошо маршировали! Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу. Давайте попробуем разыграть небольшую сценку: Маша подарит Вале новую куклу на день рождения.
Следующее произведение, которое мы будем слушать, так и называется «Новая кукла».
Звучит «Новая кукла».Девочки разыгрывают сценку.
Муз. рук:Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать.
Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка.
(звучит фрагмент «Вальса»).
Дети: Вальс
Муз. рук: Правильно, это вальс! Почему вы решили, что это вальс? Как звучала музыка?
Дети: Плавно, красиво, легко, изящно.
Муз. рук: В нашем детском саду тоже много красивых кукол и сегодня они вместе с нами. И им тоже хочется потанцевать. Девочки, потанцуйте с куколками – подружками.
(Звучит музыка «Вальс», девочки импровизируют под музыку).
Муз. рук: Молодцы, наши девочки! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться».
А сейчас я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую, садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.
Звучит «Сладкая греза» .Дети рисуют.
Муз. рук: В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. Мы обязательно послушаем, поговорим о ней, постараемся понять. А сегодня наше путешествие закончилось. Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.
Дидактическая игра «Музыкальный чудо-дом»
Игра, способствующая художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Дидактическая игра «Музыкальный чудо-дом»
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет
Музыкально- дидактический материал: аудиозапись «Детского альбома»
П. И. Чайковского, фортепиано, нотное издание «Детского альбома»
Задачи:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского; - вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.
- прививать навыки культуры слушания классической музыки.
Предварительная работа: Познакомить детей с музыкой русского композитора П. И. Чайковского и циклом его произведений «Детский альбом». Посмотреть и обсудить мультипликационный фильм «Детский альбом».
«Бом- бом- бом- бом, Поиграем в чудо – дом Не простой, а музыкальный-
Много музыки есть в нём…»
Музыкально- дидактическая игра основана на 24 пьесах из «Детского альбома». Содержанию каждой пьесы соответствует сюжетная иллюстрация. В одной игре не рекомендуется использовать более 3-4 пьес. В демонстрационном варианте представлен мини-цикл, посвященный игре в куклы: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Три иллюстрации спрятаны за ставнями «чудо-дома». Дети прослушивают пьесы в исполнении музыкального руководителя или в аудиозаписи и угадывают, что это за музыкальное произведение. Ребёнку, который правильно назвал пьесу, предоставляется право открыть ставни. За четвёртыми ставнями спрятан портрет композитора, сочинившего все три пьесы. Ещё одной разновидностью игры может быть игра с детскими рисунками на тему произведений из «Детского альбома», которые будут спрятаны за ставнями «чудо-дома».
«Музыкальный чудо-дом» может быть использован как пособие и в других играх, например: «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай композитора»,«Что делают за окном?», «Моя семья», «Музыкальный теремок» и другие.