Галина Коновалова
Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Римского-Корсакова. Учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений. Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере.
Публикация «Музыкальное занятие „Сказка в творчестве Римского-Корсакова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитывать культуру слушания музыкальной классики. Побуждать высказываться о прослушанной музыке. Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике и рисунке. Закрепить знания детей о музыкальных жанрах (песня, марш, танец).
Предварительная работа:
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и беседа о ней. Обратить внимание на особенности содержания, образность и музыкальность пушкинского стиха. Знакомство с «ключевыми» фрагментами оперы в сюжетной последовательности (кораблик, белка, тридцать три богатыря, полет шмеля, царевна-лебедь). Перед прослушиванием каждого из музыкальных фрагментов детям читали короткий стихотворный отрывок, характеризующий тот или иной сказочный образ. После прослушивания проводилась беседа о характере музыки и средствах ее выразительности. А также дети рассматривали иллюстраций к сказке разных художников (И. Билибина, В. Канашевича, М. Врубеля). Во время рассматривания обращали внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки: суровые, темные тона в картине моря (И. Билибин «Бочка по морю плывет»); яркие, сочные краски, рисующие город Леденец, сказочных богатырей, волшебную белку (В. Канашевич «Город Леденец», «Тридцать три богатыря», «Белка»); перламутровые тона царевны-лебеди (М. Врубель «Царевна-Лебедь»). После знакомства с отрывками из оперы и сказкой детям предложили нарисовать понравившиеся моменты сказки и оформить выставку работ на тему «Сказка о царе Салтане».
Зал оформлен в виде русской избы. Три девочки в русских сарафанах сидят на скамейке и поют песню «Ходила младешенька по борочку».
Дети входят в зал, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Три девицы под окном.
Пряли поздно вечерком
1 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Говорит одна девица-
1 девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Говорит ее сестрица,-
2 девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Третья молвила сестрица,-
3 девица: Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.
Воспитатель: Ребята вы узнали сказку? Как она называется? («Сказка о царе Салтане») Кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин) Какие еще вы знаете сказки А. С. Пушкина? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т. д.) Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными, если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения то становится понятным, о чем говорится в сказке. Какую музыкальную сказку мы с вами слушали?
(«Сказка о царе Салтане») Как по-другому она называется?(опера) Что такое опера? (музыкальный спектакль где люди поют)
Муз. Руководитель: Сегодня мы еще раз вспомним оперу «Сказка о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он создал не только эту оперу, а также оперы по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный», «Шехерезада» и другие. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Но давайте вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». В сказочном волшебном городе было три чуда. Первое из них? (Белка) Помните, как у Пушкина, расскажи….
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поет.
Да орешки все грызет.
Изумрудец вынимает.
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет.
И с присвисточкой поет.
При честном при всем народе:
Во саду ли в огороде.
(Дети слушают музыку «Белочки»)
Муз. Руководитель: Какая ребята по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, веселая) В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Ребята вы песенку белочки узнали? Давайте ее споем?
Песня «Во саду ли в огороде»
Воспитатель: Какие движения можно показать под эту музыку? Предлагаю девочкам показать, какие движения белочка исполняла?
(Девочкам раздаются платочки, и они импровизируют под музыку)
Муз. Руководитель: Второе чудо - это тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Дети слушают музыку «Тридцать три богатыря»)
Муз. Руководитель: Что вы слышите? (композитор передает в музыке шум морского прибоя) Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая) Богатыри постепенно выходят из моря, они сильные и мужественные защитники города.
Воспитатель: Какими красками изображают художники богатырей? (желтыми, золотыми, яркими, блестящими) Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать) А у белочки музыка похожа?
(на песню) Какие еще музыкальные жанры вы знаете? (танец) Сколько всего музыкальных жанров? (три: песня, марш, танец)
Игра: «Узнай музыкальный жанр и покажи его движениями»
Муз. Руководитель: Ребята, а какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная Царевна-Лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава:
А как речь-то говорит;
Словно реченька – журчит.
Муз. Руководитель: Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек и птица, лебедь. Лебедь это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.
(Дети слушают музыку «Царевна-Лебедь»)
Муз. Руководитель: Какая ребята музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая) Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. (Музыкальный руководитель играет отрывок на фортепиано) А когда эта птица лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как по-разному увидели Царевну-Лебедь художники. (Показывает слайд картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь») Обратите внимание на переливчатость цвета, на то, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. Кто написал эту картину? (М. Врубель) А художник В. Канашевич очень точно рисует Царевну, как написал Пушкин: Месяц под косой горит, а во лбу звезда горит.
Муз. Руководитель: Ребята давайте еще раз вспомним музыку Римского-Корсакова и картины разных художников
[/i](Детям предлагается прослушать отрывки из оперы и слайды картин)[/i]
Муз. Руководитель: Теперь, когда вы вспомнили сказку и послушали отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане». Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод сказки вам запомнился? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы вы прослушать сказку в концертном зале с «живой» музыкой, то есть с настоящим симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?
Воспитатель: Ребята оформили выставку по сказке.
(Воспитатель предлагает детям рассказать о своем рисунке)
Муз. Руководитель: Ребята мы сегодня хорошо поработали. Теперь вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Спасибо всем кто оформил выставку по сказке. Пусть гости посмотрят ваши рисунки, а мы пойдем в группу.