Елена Титова
Музыкальный аутотренинг для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Упражнение «Ласковое имя»
Музыкальное сопровождение : «Ласковая просьба» Г. Свиридова.
Оборудование: кукла Петрушка, набор картинок с изображением человеческого лица: радостного, печального, удивлённого, спокойного, гневного, жалостливого и т. п.
Педагог показывает детям куклу Петрушку.
Педагог. Как зовут эту куклу?
Дети. Петрушка.
Публикация «Музыкальный аутотренинг для дошкольников» размещена в разделах
Педагог. Правильно! Эту куклу зовут Петрушка. А вот передо мной Ваня, Серёжа, Таня… Их всех можно назвать ласково: Ванюшенька, Серёженька, Танюшенька. Назовите Петрушку ласково.
Дети выполняют задание.
Дети. Петя, Петенька, Петрушечка, Петрушенька и т. д.
Педагог. А теперь произнесите своё имя вслух.
Дети выполняют задание.
Каким именем называют вас ваши родные? Пусть каждый из детей вспомнит и произнесёт «ласковый» вариант собственного имени.
Дети выполняют задание. Педагог помогает при необходимости.
А теперь закройте глаза и представьте, что вас ласково по имени называют самые близкие вам люди. Какое чувство вы испытываете?
Дети. Радость, удовольствие.
Педагог. Выразите это чувство на лице.
Разбирают соответствующую карточку с нужным выражением чувства радости.
В это чувство поможет погрузиться музыка.
Чтобы детям было легче представить нужное чувство, педагог перед прослушиванием музыкального произведения читает стихи М. Давыдовой:
Имя ласковое мне мама подарила.
Словно солнышко, оно вокруг всё озарило!
Дети слушают «Ласковую просьбу» Г. Свиридова.
2. Упражнение «Весёлое, грустное»
Музыкальное сопровождение : по выбору музыкального руководителя, например, «Весна. Осень.» Г. Свиридова.
Оборудование: набор картинок с изображением человеческого лица: радостного, печального, удивлённого, спокойного, гневного, жалостливого и т. п.
Педагог. В нашей жизни настроение меняется очень часто. Даже в один день человек не может всё время находиться в одном и том же настроении. Я предлагаю вам поиграть в смену настроения. Поможет нам в этом музыка. Выразите свои чувства мимикой, эмоциями. Если музыка будет светлой, радостной, это означает, что человек радуется тому, что видит: наступлению весны, когда вокруг всё оживает, или добрым словом за хороший поступок (звучит первая часть музыкальной пьесы-«Весна»).
Педагог читает стихотворение М. Давыдовой: «Лицо улыбкой озарилось, как будто в небе прояснилось!»
Мы только что прослушали светлую радостную музыку, а следующая часть этой музыкальной пьесы спокойная, даже слегка печальная (звучит вторая часть музыкальной пьесы – «Осень»). Наше настроение сразу же поменялось.
Педагог читает стихотворение М. Давыдовой: «Но вот притихли мы с тобой, как будто ждём чего-то».
Теперь посмотрите на картинки. Здесь изображены человеческие лица, на которых радость, горе, удивление, удовольствие и т. д. Подберите ту картинку, которая, по вашему мнению, подходит к вашему настроению.
Дети подбирают соответствующую картинку,объясняя, почему они её выбрали. Например: изображение грусти на лице – печальные глаза, неулыбающийся рот и т. п.
3. Упражнение «Доброе воспоминание»
Музыкальное сопровождение : «Смелый наездник» Р. Шумана.
Оборудование: набор картинок с изображением человеческого лица: радостного, печального, удивлённого, спокойного, гневного, жалостливого и т. п.
Педагог. Вспомните радостное событие в вашей жизни.
Дети перечисляют: ходили с родителями на цирковое представление; ходили в гости; родители подарили новую игрушку и т. д.
Каким было у вас настроение, когда произошло это хорошее событие?
Дети отвечают.
Вспомните это настроение, в чём оно выражалось? Переживём его ещё раз под звуки музыки.
Для лучшего воспроизведения настроения педагог читает стихи М. Давыдовой:
В гости мы с тобой ходили,
Нам игрушку подарили.
Мы нисколько не устали
И «спасибо» всем сказали.
Теперь под звуки музыки пусть каждый вспомнит, что он чувствовал, когда произошло радостное событие. Каким при этом должно быть выражение лица?
Дети выбирают рисунок и объясняют, почему подходит именно это изображение, а затем слушают пьесу «Смелый наездник «Р. Шумана.
4. Упражнение «У моря»
Музыкальное сопровождение : «Песня без слов» А. Даргомыжского.
Оборудование: набор картинок с изображением человеческого лица: радостного, печального, удивлённого, спокойного, гневного, жалостливого и т. п.
Педагог. Даже усталый человек, если он оказывается на берегу моря, сразу начинает ощущать, как наступает спокойствие, мир и тишина. Какие звуки при этом слышны?
Дети. Шум волн.
Педагог. Произнесите несколько раз звук (ш). Сначала с усилением динамики – это волна набежала из моря и подбирается к нам, затем – с ослаблением, словно волна отхлынула обратно.
Месяц землю серебрит,
Всё спокойно, море спит.
М. Давыдова.
Теперь представьте, как, с каким чувством мы слушаем шум морских волн. Каким при этом должно быть выражение лица?
Дети выбирают рисунок и объясняют, почему подходит именно это изображение. Затем слушают пьесу «Песня без слов» А. Даргомыжского.
5. Упражнение «Сказка»
Музыкальное сопровождение : по выбору музыкального руководителя, например, «Откуда приятный и нежный тот звон?» из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта».
Оборудование: мягкие игрушки – рыжая и серая белки, серый и белый зайцы (либо иллюстрации с изображением этих зверей); набор картинок с изображением человеческого лица: радостного, печального, удивлённого, спокойного, гневного, жалостливого и т. п.
Педагог показывает игрушки (иллюстрации) зверей.
Педагог. Я хочу рассказать одну сказку, послушайте. Жили-были белка и заяц.
Они были большими друзьями и прожили дружно бок о бок всё лето: вместе играли, вместе гуляли, к зиме готовились и всегда добычей делились. Заяц, бывало, увидит в траве гриб, сразу белку зовёт, знает, что для белки это лакомство. Она сорвёт грибок – да на сучок,чтобы он засох и стал запасом на зиму. А белка сверху, с дерева, разглядывала, где выросла заячья капуста,и всегда звала быстрее зайчика, чтобы он своей любимой едой полакомился. Подскажите мне, как выглядят летом белка и заяц?
Дети. Белка рыжая, заяц серый.
Педагог. Давайте представим, как белка и заяц резвятся на лужайке.
Звучит музыкальный фрагмент, по окончании которого педагог с детьми отмечает характер музыки : лёгкий, воздушный, радостный, сказочный и т. п.
Но вот наступила зима, и звери, которые всё лето дружили, вдруг в одно прекрасное зимнее утро встретились и не узнали друг друга. Как вы думаете, почему это произошло?
Дети. Потому что звери поменяли свои шубки: белка стала серой, а заяц – белым. Педагог показывает игрушки (иллюстрации) зверей в новых, зимних, шубках.
Педагог. Давайте представим себе, что мы с вами – это белка и заяц, которые не узнали друг друга. Какое у нас выражение лица?
Дети. Удивление, недоумение и т. п.
Педагог. Подберите соответствующую картинку!
Дети выбирают картинку с изображением удивлённого лица. Затем педагог предлагает послушать среднюю часть музыкального произведения.
Вы заметили, как изменился характер музыкального произведения?
Дети. Да, музыка стала тревожной.
Педагог. Я думаю, что музыка рассказывает о том, какие чувства испытали заяц и белка,когда не узнали друг друга. Но всё закончилось хорошо! Звери всё-таки выяснили, что они старые знакомые, и их радости не было конца! Что они почувствовали?
Дети. Радость, счастье и т. п.
Педагог. Правильно! Давайте дослушаем музыку!
Дети слушают окончание музыкальной пьесы, отмечают, что музыка приобрела первоначальный характер.
Белка и зайчик остались друзьями.