Гончарова Юлия
Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психологических и эмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства.
Музыка выполняет седативную (релаксационную) и стимулирующую функции.
Публикация «Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, ребенок успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.
Стимулирующая функция направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека.
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию.
Музыкотерапия может использоваться в пассивной и в активной формах. Пассивная форма музыкотерапии – это слушание музыки, то есть специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного, а также беседы или занятия, когда музыка звучит фоном.
Научными исследованиями доказано, что звуки различных музыкальных инструментов положительно влияют на организм человека.
Оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка.
Активная форма музыкотерапии – это :
• элементы сказкотерапии
• метод цветотерапии
• игротерапия
• музыкально-ритмические движения (психогимнастические этюды и упражнения, танцы, ритмопластика)
• вокалотерапия
• прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах.
Большой отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии.
Метод цветотерапии включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета – платочки, шарфики, ленточки. Также метод цветотерапии можно применять в музыкальных играх.
Музыкально - ритмические игры (игротерапия) способны влиять на физиологические процессы детского организма, увеличивать амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, укреплять сердечную мышцу, создавать определённый эмоциональный настрой. Движения под музыку помогают установить контакт в групповом задании, содействуя улучшению коммуникативной сферы, создают условия для выражения чувств и мыслей, выхода отрицательных эмоций, снятия физического напряжения.
Ритмические движения и танцы мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.
На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, а также элементы ритмопластики, которые создают и регулируют эмоциональный и психологический комфорт детей.
Очень популярен метод вокалотерапии. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата, формирования правильной осанки. Диафрагмальное дыхание является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.
С помощью детских песен тоже можно корректировать состояние детей. Мажорная веселая, динамичная мелодия способна поднять настроение, ускорить работу сердца, поднимая артериальное давление и учащая пульс, а минорная мелодичная, спокойная музыка уместна тогда, когда надо снять перевозбуждение, для релаксации.
Музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Заключение: Включение музыки в повседневную жизнь образовательного учреждения – и в образовательную деятельность, и в режимные моменты - поможет решить многие задачи воспитательно-образовательного процесса, а также сохранить здоровье детей, все это позволит повысить эффективность работы дошкольного учреждения.
Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Важно окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества.