Приложение МААМ

Музыкотерапия в системе здоровьесбережения

Мильгунова Надежда Борсовна
Музыкотерапия в системе здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: раскрыть возможности музыкотерапии как средствоа здоровьесбережения детей и взрослых.

Задачи:

1. Показать, как музыка воздействует на человека.

2. Познакомить с образцами классической музыки, используемой в музыкотерапии.

3. Познакомить с упражнениями на дыхание и голос, оказывающие оздоровительный эффект.

4. предложить практический музыкальный материл для применения в домашних условиях;

Публикация «Музыкотерапия в системе здоровьесбережения» размещена в разделах

5. обучить приемам расслабления мышц и выражения эмоций.

Здравствуйте, уважаемые родители!

В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. У каждого из вас есть своя любимая музыка. Когда мы её включаем, мы расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы выучиваем любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем прилив сил и энергии. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем, способность звуков исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями.

То, что музыка - это не просто набор звуков, пусть даже приятных, подметил ещё Платон в 4 веке до н. э. Он твердил своим ученикам «Музыка - самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может обогатить её, дополнить, дать ей блаженство и озарение».(сл2)

Платон был прав. После долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влияниене только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс

Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием, она способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу, так как имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны, которые воздействуя в определенной частоте, запускают противоболевую систему. То есть, в механизме музыкального воздействия имеет место явление биорезонанса.

Известно, что каждая клетка нашего организма совершает колебания с определенной частотой, и если эти колебания попадают в резонанс со звуковыми колебаниями, клетка определенным образом реагирует на звук. Очень бурно реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Лечебный эффект музыкотерапия дает и при заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочных патологиях.

Как вы думаете, какая мелодия самая любимая у родившегося ребенка? (звук биения материнского сердца). Действительно,плод, вынашиваемый матерью, воспринимает главный для него маятник - биение материнского сердца. Для ребенка эти звуки - самая любимая и приятная музыка. Давайте её послушаем. Такую музыку полезно слушать ребенку перед сном или после активных игр, для того, чтобы ребенок успокоился.

«Музыка с биением сердца»

Слушание каких же музыкальных произведений дает оздоровительный эффект? Это в основном классические произведения в исполнении симфонического оркестра: «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса снимают напряжение; «Вальс цветов» Чайковского способен излечению язвы желудка; творческий импульс стимулируют «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна; для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского; полное расслабление можно получить после прослушивания «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», «Метели» Свиридова; нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона; снимает головную боль и невроз прослушивание «Полонеза» Огиньского; нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига; «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей. Не злоупотребляйте слушанием рока, слишком громкой агрессивной музыки, так как это чревато накоплением негативных эмоций, нервного напряжения и возбуждения.

Кроме того, звучание отдельных инструментов( (кларнет, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, орган и т. д.) в умеренном темпе и громкости звучания влияет на разные органы и части тела. Кларнет активизирует работу системы кровообращения; скрипка и фортепиано успокаивают; флейта положительно воздействует на бронхи и легкие; виолончель – на мочеполовую систему; арфа гармонизирует работу сердца, снимает сердечные боли, избавляет от аритмии; орган приводит в состояние душевной гармонии; тромбон положительно воздействует на костную систему, снимает зажимы в позвоночнике; ударные прочищают энергетические каналы.

В целях коррекции психоэмоциональных состояний детей всем родителям предлагаю подборку «лечебных» музыкальных произведений как в исполнении симфонического оркестра, так и в звучании отдельных инструментов. [/i] [/b]

Мажорные мелодии вызывают эмоции радости, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Такая музыка бодрит и у человека поднимается трудоспособность. Музыка активизирует физиологические процессы. Она помогает прогнать усталость и тревогу.

(Для детей это упражнения является хорошим для развития воображения, а оно очень пригодится будущим первоклассникам в школе)

Наверное, об эффекте Моцарта слышал каждый человек. Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит болевые точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого организма. Произведения Моцарта повышают интеллектуальные способности. Детям музыка Моцарта помогает в координации движения, учёбе, улучшает речь, успокаивает при нервном возбуждении. (Слушание музыки Моцарта «Музыка ангелов»).

Моцарт «соната №11» 1 часть

Успокаивающим действием обладает минорная музыка - медленная, спокойная, тихая. Звуки пианино и скрипки обладают расслабляющим действием. Игра на кларнете нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Такая музыка может использоваться перед сноми в качестве релаксации (релаксация – Клод Дебюси «Лунный свет».

Участники, ложатся на коврики для гимнастики и закрывают глаза.

Как вы себя чувствуете?

Клод Дебюси «Лунный свет»

Музыкотерапевтические упражнения.

«Волшебные путешествия».

Основой этих упражнений, так же остается музыкальное произведение, но при этом мы предлагаем ребенку пофантазировать и оказаться в любом из волшебных миров или на необитаемом острове.

«Путешествие в волшебный лес».

Это упражнение передает ребенку ощущение покоя, помогает снять волнение. Предложите малышу сесть удобно. Можно закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья. Кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее… прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг себя. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи…Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними… Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы…».

«Чунга-чанга»

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, его окружили маленькие дети в пестрых юбочках, на руках и ногах у них звенели браслеты, в ушах были серьги, на шее – бусы, в волосах красивые перья. (под музыку В. Шаинского все танцуют импровизированный танец).

Такие путешествия позволяют ребенку изучить свои чувства и освободиться от их давления.

А еще они открывают «запасной выход» для снятия стресса и помогают восстановить энергию.

Специального оборудования такие путешествия не требуют, достаточно воображения и желания фантазировать. Например, можно создать свой «остров» с помощью простыней, подушек и игрушек. Выполняются такие упражнения обычно в течение 3 минут. Спрашивать можно о том, что (или кто) ребенку не нравится, чего (кого) он боится, с кем бы хотел оказаться сейчас рядом и т. д.

Итак, от прослушивания музыки мы переходим к оздоровительной музыкотерапии, направленной непосредственно на оздоровление организма.

Музыкотерапия и дыхательная гимнастика.

«Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей и нас педагогов – сохранить ее здоровой»

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.

Упражнения для детей на дыхание под музыку :

Бегемотик

Лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Жук

«жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Паровозик.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Теперь поговорим про вокалотерапию. Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например, «А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику;

«О» стимулирует работу печени;

«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;

«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;

«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;

«И» улучшает работу головного мозга;

«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;

«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.

Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию.

Использование полного дыхания способствует достижению желаемого оздоровительного эффекта.

МЕТОДИКА ПРОПЕВАНИЯ:

Перед пропеванием гласных звуков нужно занять удобную позу (желательно стоя, сделать глубокий вдох («животом», задержать дыхание и затем использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Такое диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, что способствует повышению сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является эффективным средством удаления шлаков и очищения организма, массажем внутренних органов. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными. Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. «Закройте глаза, раскиньте руки и звучите, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче, затем звучит очень громко, затем самолет удаляется».

Или звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Также можно поиграть со звуком «Ж» («Жуки», с помощью которого можно снять кашель

или со звуком «З» - если болит горло.

Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор», «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям.

Давайте, выполним звуковое упражнение из гимнастики М. Чистяковой. Эта гимнастикапоможет создать спокойное настроение, расслабленное состояние, снимет напряжение.

"Я - хороший, ты - хороший" буква «я» проговаривается протяжно и уверенно.

Я. я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.

Я, я очень умный. Я, я очень добрый. Я, я очень сильный. Я, я очень смелый.

Я, я, я ялюблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я люблю тебя.

Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый нежный. Ты, ты, ты самый лучший!

(Формулы с музыкальным сопровождением содержатся в книге В. Петрушина "Музыкальная психотерапия")

Итог.

Что мешает нам с вами и нашим детям слушать эту целительную музыку, наслаждаться красотой её звуков и виртуозным исполнением? Я думаю никому не составит труда, приобрести диск с классической музыкой или скачать из интернета произведения, которые мы сегодня с вами услышали. Слушайте определенные произведения с ребенком перед сном и после пробуждения и вы увидите положительные изменения!

Наш мастер-класс подходит к концу, надеюсь, что вы с пользой провели время.

Спасибо за участие в мастер-классе. Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Динамический час с элементами здоровьесбережения в старшей группе «Путешествие по городам здоровья»Динамический час с элементами здоровьесбережения в старшей группе «Путешествие по городам здоровья» «Путешествие по городам здоровья» Задачи: • Содействовать гармоничному физическому развитию детей. • Закрепить представления детей об отдельных.

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Консультация для родителей «Музыкотерапия: лечебные свойства» «Музыкотерапия - лечебные свойства» В современной психологии есть направление – это музыкотерапия. Метод, использующий музыку, как средства.

Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей»Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Консультация для воспитателей "Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей" Одной из проблем 21 века является гиподинамия.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Многофункциональная ширма в ДОУ на тему здоровьесбереженияМногофункциональная ширма в ДОУ на тему здоровьесбережения Многофункциональная напольная ширма является очень интересным предметом интерьера детского сада. Она обладает широкими возможностями, трансформируема.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия в системе здоровьесбережения
Опубликовано: 6 сентября 2021 в 14:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкотерапия в системе здоровьесбережения» (включая файлы) размещена пользователем Мильгунова Надежда Борсовна (УИ 2723673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД