Лучший педагог года

На службе ФГОС

Ольга Сматрова
На службе ФГОС

«Системно – деятельностный подход как средство повышения качества образования»

Сматрова Ольга Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

п. Усть- Абакан, р-н Усть- Абаканский

р. Хакасия.

Современный педагог – не тот,

кто учит, а тот, кто понимает

и чувствует, как ребёнок учится,

как проходит его становление.

И. В. Гёте

Публикация «На службе ФГОС» размещена в разделах

Система дошкольного образования сегодня стремительно меняется в сторону качественного роста. Требования к подготовке выпускников ДОУ изменились в соответствии с изменениями в обществе, направленных на ускорение темпов развития. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится, что основные задачи воспитательно-образовательного процесса сегодня – это не вооружение дошкольника фиксированным набором знаний, а сформирование у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию. Это процесс развития личности, обретения духовно- нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу Стандарта положен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия деятельности дошкольника их возрасту и индивидуальным особенностям.

Акцентируя внимание на способности использовать полученные знания, компетентностный подход не отрицает значения знаний. Под ключевыми компетентностями, применительно к дошкольному образованию понимается, способность детей самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Возникает необходимость в развитии компетенций.

Информационная компетентность – это готовность дошкольника самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в микрогруппах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать свою мысль. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата продукта деятельности.

Системно – деятельностный подход способствует формированию этих ключевых компетентностей. Воспитательно - образовательный процесс - это процесс деятельности дошкольника, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Он обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития детей в системе воспитательно-образовательного процесса;

- активную учебно-познавательную деятельность ребенка;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации;

воспитательно - образовательной деятельности и сотрудничества в достижении целей

личностного, социального и познавательного развития ребенка;

- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических

особенностей детей, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;

-разнообразие индивидуальных траекторий и индивидуального развития каждого дошкольника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно- деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых

результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения новых компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому воспитателю необходимо овладевать педагогическими

технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения и воспитания»,

профессор Л. Г. Петерсон. (Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Народная мудрость)

Эта технология субъективно ориентирована на организацию и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Она предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Принципы деятельностного подхода:

• принцип субъектности воспитания;

• принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

• принцип учета сензитивных периодов развития;

• принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

• принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

• принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

• принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

• принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

• принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности

• принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Данная технология - это система, нацеленная на результат.

Мотивация - подробное действие - затруднение реализация -проекта самоконтроль –самооценка.

Структура занятия : создание проблемной ситуации - целевая установка – мотивирование к деятельности (надо - хочу- могу) – проектирование решения проблемной ситуации- выполнение действий (заданий) – анализ результатов деятельности – подведение итогов.

Формулирование темы (формулируют учащиеся)

Постановка целей и задач (формулируют дети, определяя границы знания-незнания)

Планирование (дошкольники работают по намеченному маршруту (групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля (осуществляют дети)

Оценивание (дети участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог (проводится рефлексия)

«Золотые правила» деятельностного подхода:

• подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• учи анализировать каждый этап работы;

• критикуя, стимулируй активность ребенка.

Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности.

• Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

У. Уорд

Использованная литература.

1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. –М. :ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход к обучению (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». –М. :ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока

по дидактической системе деятельностного метода. –Москва, 2006 г.

4. Шубина Т. И. Деятельностный метод. https://festival.1september.ru/articles/527236

Публикации по теме:

ПортфолиоПортфолио 1. Фамилия, имя, отчество Лугинина Светлана Владимировна 2. Год, число и месяц рождения 1976.02.07. 3. Занимаемая должность и дата назначения.

Системно-деятельностный подход как основа дошкольного образования «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
На службе ФГОС
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 11:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД